Перейти к публикации

Расчёт трения торца вала по опоре


Рекомендованные сообщения

Здравствуйте, уважаемые участники форума.

 

Я конструктор, работаю в сфере приборостроения. Когда-то всё было просто и незамысловато — рисуй коробочки и будет тебе счастье. Но всё течёт, всё меняется, жизнь не стоит на месте, есть потребность по ходу дела осваивать новые умения и навыки. Возникает нужда моделировать динамику подвижных механизмов, в которых, конечно, хочется учитывать и трение.

Прошу вашего совета вот по какому вопросу. Имеем вал радиусом R, торцом стоящий на закреплённой опоре — схему привожу ниже на рисунке.

Схема вал-опора

 

 

На вал вдоль его оси действует сила тяжести Fт. Между валом и опорой имеем коэффициент трения f. Сообщаем валу вращение с постоянной угловой скоростью.

 

Вопрос: какой момент трения возникает между торцом вала и опорой?

 

Расчёты этого «простого» случая в Solidworks Motion, RecurDyn показывают совершенно разные результаты, разница на 2 порядка. Возникает вопрос — а где же правда?

Если кто-то может поделиться знанием, как аналитически рассчитать момент трения — буду вам очень признателен.

Изменено пользователем dobrov
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


UnPinned posts

Что-то должно быть сделано для чего-то. Пока непонятно для чего это Вам.

я думаю, что если надо получить отклик вала от действия силы трения, то достаточно на конец в опоре конец приложить силу эквивалентную силе страгивания, т.е. необходимую для преодоления силы трения. Мне кажется Вы загоняетесь, этим всем можно пренебречь.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сделайте на дне опоры буртик и пусть вас волнует только сила трения о стенки :smile:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 hours ago, dobrov said:

Вопрос: какой момент трения возникает между торцом вала и опорой?

Если пренебречь небольшим вертикальным участком (в предположении, что там нет натяга, т.е. нет сил в нормальном напраавлении), и что трение идеальное сухое по Кулону без всякой хирой зависимости от скорости, то вот какая штука получается...

 

Вот мое решение в несколько этапов:

 

1. Вставили мы вал в опору, и начинаем самую-самую малость поворачивать. Приложенный момент считаем таким мальеньким, что он полностью компнесируется за счет сил трения внизу, и никакого вращения не происходит. Вместо этого вал начинает закручиваться, вал находится в сцеплении с опорой. На каждой бесконечно малой площадке в поперечном сеченеии вала (в том числе и в опоре) начинают дейстовать касательные напряжения τ в тангенциальном направлении (направлении закручивания) и вдоль оси нормальные напряжения σ, связанные с действием осевой силы F. Распределение τ по поперечному сечению вала в этот момент такое, как на картинке.

image.png

2. По мере того как вы прикладываете все бОльший и бОльший момент эта треугольная эпюра касательных напряжений увеличивается, но не до бесконечности, т.к. на самых крайних от центра площадках есть ограничение  из-за трения:

tau_max * dA ≤ sigma * f * dA (dA  - площадь этой площадки).

 

В какой-то момент это ограничение становится равенством и tau в том месте упирается "в потолок", и на этих площадка пропадлает сцепление. Но tau еще может расти на соседних площадках ближе к центру и все же компнсировать приложенный момент. Потом там они тоже упираются в потолок, и тоже происходит потеря сцепления.

 

3. В конце концов на всех даже самых ближайших к центру площадках tau достигает tau_max, сцепление уже нет нигде, и вал начинает крутиться. Если так предполагать, то распределение tau в поперечном сечении в месте контакта с опорой должно быть такое:

image.png

4. Теперь нужно просто посчитать главной момент всех этих напряжений по площажи поперечного сечения:

image.png

 

 5.  Найдем tau_max исходя из того, что везде в поперечном счечени выполняется tau_max * dA = sigma * f * dA:

image.png

 

6. Подсталвяем в М и получаем:

 

image.png

 

 

Вроде так, если нигде не напортачил

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, dobrov сказал:

Вопрос: какой момент трения возникает между торцом вала и опорой?

Здесь почитайте https://openedo.mrsu.ru/pluginfile.php/131742/mod_resource/content/1/%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF%2016.%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%92%20%D0%9A%D0%98%D0%9D%D0%95%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A5%20%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A5.pdf

18.3.2. Трение в подпятниках

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большущее человеческое всем спасибо за такие подробные и вдумчивые ответы ! ))) Вы очень помогли стронуть с места мои мозги в направлении правильных и нужных мыслей ;)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Orchestra2603 сказал:

image.png

ура! значит я правильно вывел

получается момент трения не зависит от частоты вращения/скорости вращения вала?:g:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 hour ago, dobrov said:

Вы очень помогли стронуть с места мои мозги в направлении правильных и нужных мыслей ;)

если можете теперь посчитать аналитически, то интересно результат в СВ мотион насколько близок к аналитике

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Jesse сказал:

получается момент трения не зависит от частоты вращения/скорости вращения вала?:g:

Момент зависит от коэффициента трения, а тот в свою очередь от скорости.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, dobrov сказал:

помогли стронуть с места мои мозги

А надо было стронуть с места вал...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

смещение головного мозга это сложнейшая, необратимая патология.

10 часов назад, Jesse сказал:

получается

так в начальный мент скорость равна нулю, а когда вал придёт в движение то сила трения будет определяться другим условием, см. п.18.1 у Добряка

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




  • Сообщения

    • lem_on
      Как хорошо когда вокруг все дураки, а Шура один умный ))) ещё предложи тюремный вариант провоза, для личного пользования. 
    • gudstartup
      вы лично таким маршрутом пользовались? а еще можно через Гималаи на лыжах махнуть или дипломатической почтой  реально подождать и ничего с вашим станком не случится к тому же нормальное производство имеет мощности для резервирования. 45 дней подождать или под лавину в Гималаях!! он что время до взрыва бомбы отсчитывал!? а можно на подводной лодке еще, вы серьезно что ли. досматривают в любом случае хоть туда хоть оттуда а может надо нанять гипнотизера и он стоя рядом внушит таможеннику что вы утюг вместо привода везете тогда путь свободен!
    • Killerchik
      Так речь о экспорте или импорте? Вы написали изначально "не пустят обратно" и я решил, что Вы говорите о таможне РФ. Как правило, при личном везде таможенники в разы сговорчивее. Если Вы говорите о том, что не выпустит таможня Китая - ну так можно лететь через третьи страны, не? Ещё разок - речь о ситуациях, когда нужно срочно. Правда нужно - то есть отдать пусть даже несколько лимонов рублей - не проблема. И слетать через 3-4 страны не проблема. пиэс- в 2017 году у меня на станке сдох ЧПУ контроллер компании Delta Tau. Рассматривали варианты экстренного привоза из США, на счету был каждый час. Плату по итогу помогли восстановить крутые парни из РФ. Но варианты экстренного привоза всего, что можно легально вывезти из США в багаже тогда были прямо на Авито: чел с визой летит туда ближайшим рейсом и привозит нашу гравицапу.
    • gudstartup
      тогда платите в 10 раз дороже ....
    • gudstartup
      это вы с таможенником спорить будите, вся продукция фанук запрещена к экспорту в россию. пользуйтесь услугами резидентов поднебесной и нечего с рюкзаками по заграницам ездить.
    • AlexArt
      @Jesse, а ну отлично! Не знал, что ваши познания стали настолько высокими, что вам мало готовых методик и вы решили разработать новую. Удачи защитить её и опубликовать. С удовольствием почитаю.
    • Александр1979
      Иногда требуется. 
    • gudstartup
      с момента отлучения все что делает сименс для них  недоступно и они обычные люди правда с большим инструментарием но он к сожалению устаревает. сомневаюсь также что они готовы просто так поделиться теперь это бизнес и он стал очень дорогим. а оно вам надо?
    • Александр1979
      Он у вас просит Toolox V18 Update 1. Amsamotion не поддерживает профибас 12 мбит, только 1.5 мбит. 
    • gudstartup
      а тиа какой версии у вас самой последней ?
×
×
  • Создать...