Перейти к публикации

Расчёт трения торца вала по опоре


Рекомендованные сообщения

Здравствуйте, уважаемые участники форума.

 

Я конструктор, работаю в сфере приборостроения. Когда-то всё было просто и незамысловато — рисуй коробочки и будет тебе счастье. Но всё течёт, всё меняется, жизнь не стоит на месте, есть потребность по ходу дела осваивать новые умения и навыки. Возникает нужда моделировать динамику подвижных механизмов, в которых, конечно, хочется учитывать и трение.

Прошу вашего совета вот по какому вопросу. Имеем вал радиусом R, торцом стоящий на закреплённой опоре — схему привожу ниже на рисунке.

Схема вал-опора

 

 

На вал вдоль его оси действует сила тяжести Fт. Между валом и опорой имеем коэффициент трения f. Сообщаем валу вращение с постоянной угловой скоростью.

 

Вопрос: какой момент трения возникает между торцом вала и опорой?

 

Расчёты этого «простого» случая в Solidworks Motion, RecurDyn показывают совершенно разные результаты, разница на 2 порядка. Возникает вопрос — а где же правда?

Если кто-то может поделиться знанием, как аналитически рассчитать момент трения — буду вам очень признателен.

Изменено пользователем dobrov
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


UnPinned posts

Что-то должно быть сделано для чего-то. Пока непонятно для чего это Вам.

я думаю, что если надо получить отклик вала от действия силы трения, то достаточно на конец в опоре конец приложить силу эквивалентную силе страгивания, т.е. необходимую для преодоления силы трения. Мне кажется Вы загоняетесь, этим всем можно пренебречь.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сделайте на дне опоры буртик и пусть вас волнует только сила трения о стенки :smile:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 hours ago, dobrov said:

Вопрос: какой момент трения возникает между торцом вала и опорой?

Если пренебречь небольшим вертикальным участком (в предположении, что там нет натяга, т.е. нет сил в нормальном напраавлении), и что трение идеальное сухое по Кулону без всякой хирой зависимости от скорости, то вот какая штука получается...

 

Вот мое решение в несколько этапов:

 

1. Вставили мы вал в опору, и начинаем самую-самую малость поворачивать. Приложенный момент считаем таким мальеньким, что он полностью компнесируется за счет сил трения внизу, и никакого вращения не происходит. Вместо этого вал начинает закручиваться, вал находится в сцеплении с опорой. На каждой бесконечно малой площадке в поперечном сеченеии вала (в том числе и в опоре) начинают дейстовать касательные напряжения τ в тангенциальном направлении (направлении закручивания) и вдоль оси нормальные напряжения σ, связанные с действием осевой силы F. Распределение τ по поперечному сечению вала в этот момент такое, как на картинке.

image.png

2. По мере того как вы прикладываете все бОльший и бОльший момент эта треугольная эпюра касательных напряжений увеличивается, но не до бесконечности, т.к. на самых крайних от центра площадках есть ограничение  из-за трения:

tau_max * dA ≤ sigma * f * dA (dA  - площадь этой площадки).

 

В какой-то момент это ограничение становится равенством и tau в том месте упирается "в потолок", и на этих площадка пропадлает сцепление. Но tau еще может расти на соседних площадках ближе к центру и все же компнсировать приложенный момент. Потом там они тоже упираются в потолок, и тоже происходит потеря сцепления.

 

3. В конце концов на всех даже самых ближайших к центру площадках tau достигает tau_max, сцепление уже нет нигде, и вал начинает крутиться. Если так предполагать, то распределение tau в поперечном сечении в месте контакта с опорой должно быть такое:

image.png

4. Теперь нужно просто посчитать главной момент всех этих напряжений по площажи поперечного сечения:

image.png

 

 5.  Найдем tau_max исходя из того, что везде в поперечном счечени выполняется tau_max * dA = sigma * f * dA:

image.png

 

6. Подсталвяем в М и получаем:

 

image.png

 

 

Вроде так, если нигде не напортачил

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, dobrov сказал:

Вопрос: какой момент трения возникает между торцом вала и опорой?

Здесь почитайте https://openedo.mrsu.ru/pluginfile.php/131742/mod_resource/content/1/%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF%2016.%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%92%20%D0%9A%D0%98%D0%9D%D0%95%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A5%20%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A5.pdf

18.3.2. Трение в подпятниках

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большущее человеческое всем спасибо за такие подробные и вдумчивые ответы ! ))) Вы очень помогли стронуть с места мои мозги в направлении правильных и нужных мыслей ;)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Orchestra2603 сказал:

image.png

ура! значит я правильно вывел

получается момент трения не зависит от частоты вращения/скорости вращения вала?:g:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 hour ago, dobrov said:

Вы очень помогли стронуть с места мои мозги в направлении правильных и нужных мыслей ;)

если можете теперь посчитать аналитически, то интересно результат в СВ мотион насколько близок к аналитике

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Jesse сказал:

получается момент трения не зависит от частоты вращения/скорости вращения вала?:g:

Момент зависит от коэффициента трения, а тот в свою очередь от скорости.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, dobrov сказал:

помогли стронуть с места мои мозги

А надо было стронуть с места вал...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

смещение головного мозга это сложнейшая, необратимая патология.

10 часов назад, Jesse сказал:

получается

так в начальный мент скорость равна нулю, а когда вал придёт в движение то сила трения будет определяться другим условием, см. п.18.1 у Добряка

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




  • Сообщения

    • Jenny
      Ну что поделать. Оптические сборки они такие. Соединители(2шт)+заглушка+провода а в спецификацию летит 1 строкой. При этом для сборщиков необходимо указывать как проложить провод. Вот и извращаемся как можем. Благодарю!
    • Павлуха
      Поставите сюда галочку и будет Вам счастье.    
    • Бестолковый
      Так вот, осваивая потихоньку SW пришёл к созданию собственных таблиц свойств. Тех самых которые Custom Properly Table, для детали, сборки чертежа детали и чертежа сборки соответственно. Создал таблицы (синхронно создав заготовки для каждого типа вышеуказанных документов, переписал переменные и сложил в отдельную папочку, прописав в свойствах SW пути к ней. Так, чтобы при создании нового документа всё открывалось правильно.   Начитавшись форумов всяко-разных профильных (включая этот) и мануалов пришёл к выводу, что можно "скармливать" в таблицу текстовый или Excel файл с необходимыми данными, как то данные для заполнения штампа и прочее. Иерархия такова: Есть конкретный неизменяемый диск, на нём папки всех проектов, в каждой из них, кроме самих файлов SW кладу этот самый файл гордо именуемый "Код_проекта_db.txt" имя которого меняется, равно как и путь. Всё бы ничего, но когда у тебя один проект - всё гуд, делаешь второй проект - при открытии панельки справа - SW автоматом "подтягивает" файлик из первого проекта, приходится открывать Properly Table Builder и переназначать путь к файлу с необходимыми для второго проекта данными.   Сопсна - сам вопрос к Многоуважаемому Сообществу: Продолжать перезаписывать пути каждый раз или есть какой-то другой выход из сложившейся моими шаловливыми ручонками ситуации?   Заранее признателен за адекватный развёрнутый ответ!  
    • igor555
      Но почему-то на других станках в цехе этого нет и не тупим...хотим придти к единому знаменателю
    • mrVladimir
    • Vengeance
      https://t.me/bBqcc5UzY2E6 заходи в гости, там есть все ^_^
    • Давид
      Доброго времени. Можете поделиться русификатором пожалуйста. ambdavids@gmail.com
    • Александр1979
      В диагностике параметр 0000 смотрите.
    • the Devil incarnate
      сделайте связь "параллельно" со смещением 5мм и будет вам счастье.
    • mrVladimir
      Здравствуйте. Система 0i Mate-TD. При нарезании резьбы зависает между проходами. Есть предположение, что нет нуль-метки. Датчик подключен по схеме к JA7A. Можно как-то проверить приход нуль-метки не снимая датчика прямо на системе? Может в диагностике есть что-то подобное. Сами обороты (в минуту имеется ввиду) отображаются. В программе так: S800 Z3. X37. G76 P10060 Q50 R50 G76 X33.35 Z-35.5 R0 P1000 Q50 F2.  -вот здесь зависает Z3. X350 но зависает не окончательно - постоит-постоит и может дальше пойти. Есть еще предположение - рассогласование по осям превышает установленный порог. Но никак не могу сообразить - где посмотреть...
×
×
  • Создать...