Перейти к публикации

Прочность болта


Рекомендованные сообщения

Разрешите мой спор с коллегой.  Он пропустил болт с напряжениями выше предела текучести в производство. Болт работает при 500 градусах Цельсия. В итоге затяжка потерялась. Мой коллега утверждает, что это ползучесть, тк болт проработал 50 ч. Я считаю, что болт банально потек. Он говорит, что прочитал в Биргере, что болты , работающие при высоких температурах надо периодически дозатЯгивать из за ползучести. Мой начальник верит моему коллеге. Я знаю про ползучесть, но тут была допущена пластика! Так нельзя же. И теперь мой коллега говорит, что такой болт сейчас упрочнился просто и его можно подзатянуть и всё, больше пластики не будет. Я считаю, что соединение нужно перепроектировать. Вопрос из разряда, скажите я дурак? Или нет?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


UnPinned posts
1 час назад, Bonus сказал:

Метал там весь под одним напряжением, если рассматриваем как стержень на растяжение (без момента).

Да это по сопромату под одним, а если открыть того же Биргера или всем известного Алямовского - всё не так очевидно.

В мкэ, конечно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ползучесть ослабит натяжение болта, то есть повысит его рабочую несущую способность. Вроде так. И если  нет проблем с возможным зазором из-за ослабления то беспокоится не о чем... 

image.png

Изменено пользователем Fedor
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Fedor сказал:

И если  нет проблем с возможным зазором

Про критичность зазора ничего не сказано, он в эксперименте сказался или нет =) Хомут чего-то держит, или не держит - выводы примерно такие... Нагрузить температурой повторно не хотят... И какой режим рабочий - в холодном состоянии или в горячем - не понятно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В любом случае ослабление  предварительного натяжения понизит напряжения в болте. Они же сумма предварительного натяжения и рабочего от приложенной силы... :)  

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Bonus сказал:

Для текучести 50часов мало.

конечно мало))
из этой стали лопатки для турбин делают. И температуру держит до 700 град, а тут 500.
тереререререр.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, Jesse сказал:

из этой стали лопатки для турбин делают.

Лопатки турбин, немного иную работу выполняют, так что там требования к стали другие

Скрин 06211.png

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, vasillevich68 сказал:

Лопатки турбин, немного иную работу выполняют, так что там требования к стали другие

Скрин 06211.png

На картинке немного не то, что обычно приходится делать лопаткам турбин. А сдуру и ... все сломать можно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, vik_q сказал:

На картинке немного не то, что обычно приходится делать лопаткам турбин.

А можно поподробней, что именно не обычного для лопаток турбины, делали лопатки на фото???

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, vasillevich68 сказал:

А можно поподробней, что именно не обычного для лопаток турбины, делали лопатки на фото???

По мне, так они встретились с чем-то твердым. Ну или не очень твердым, но на очень высокой скорости. Может так и случается с лопатками самолётных компрессоров, но уж точно не с каждым из них. И точно не случается с лопатками турбин наземных.

А основная их работа - выдерживать центробежные нагрузки и давление при нужных температурах в течении нужного времени без значительного изменения геометрии, а не пластически разрушаться при ударе. Хотя для самолётных может есть и такое дополнительное требование к материалу.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, vik_q сказал:

а не пластически разрушаться при ударе.

Я так и понял, еще одним ":new_russian: я всё знаю" в полку прибыло. Почитай на досуге а если проблемы с чтением, то хотя бы посмотри картинки

slide-4.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, vasillevich68 сказал:

Я так и понял, еще одним ":new_russian: я всё знаю" в полку прибыло. Почитай на досуге а если проблемы с чтением, то хотя бы посмотри картинки

slide-4.jpg

Хмм. А что не так то? Как я и написал - что-то не очень твердое на высокой скорости. 

Можно подумать, это отменяет перечисленные меню требования к материалу. Работу лопатки турбин как раз выполняют по преобразованию тепловой энергии в кинетическую. А что им там в процессе мешает из-за за того, что кто-то не сможет обеспечить нужное качество теплоносителя - вопрос третий.

Ну или напишите ваше видение требований к стали для турбинных лопаток - подискутируем нормально без загибания пальцев и закатывания глаз.

Изменено пользователем vik_q
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20.06.2023 в 16:20, Fedor сказал:

Ползучесть ослабит натяжение болта, то есть повысит его рабочую несущую способность. Вроде так. И если  нет проблем с возможным зазором из-за ослабления то беспокоится не о чем... 

image.png

Да проблема не в факте ползучести. У меня спор, с внутренним я и с коллегой. Он утверждает что на потерю усилия затяжки повлияла ползучесть. А я говорю, что пластическая деформация. Эти явления могут протекать одновременно, но не за 50 часов. Пластическая деформация увеличивает скорость ползучести, это я тоже понимаю. Но опять же 50 часов - вон равно мало для ползучести.  

20.06.2023 в 15:04, AlexArt сказал:

Хренатой страдаете. Нужно просто КД смотреть в первую очеред, а не голимый пересказ слушать.

Если ТС отказывается вывалить всю информацию, то пусть сам и курит эту тему в гордом одиночестве.

Есть определенные причины, по которым нельзя вываливать всю информацию в интернет, к моему сожалению. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20.06.2023 в 14:50, Bonus сказал:

 Метал там весь под одним напряжением, если рассматриваем как стержень на растяжение (без момента).

Да это норма загнать болт практически в пластику и если он не разрушился то норм. Но это если все нормально работает если болт более податливый чем детали, на всех режимах работы (да и расширяются они одинаково). Да и пластики там может и не быть так как 880/1,6=550 а сигма 0,2 это 590. Да и пластика это вещь условная даже если и нагрузить до 650Мпа и что? Ну расширили линейный участок при затяжке и что? Вы понимаете о чем я?

Вот только данных при 500 нет у нас.

 

А разве затяжка не теряется при достижении предела текучести?  Если сталь без выраженной площадки текучести, то можно и превысить предел текучести и усилие затяжки не потеряется? Мне не понятен этот момент. Я понимаю, что в целом детали могут работать упруго-пластически и работать нормально. Я думала, что если в резьбовом соединении нужно поддерживать определенное усилие, то для стали превышение предела текучести не допускается и именно его превышение вызывает потерю затяжки в первую очередь 

Изменено пользователем hrenata
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, hrenata сказал:

А разве затяжка не теряется при достижении предела текучести?  Если сталь без выраженной площадки текучести, то можно и превысить предел текучести и усилие затяжки не потеряется? Мне не понятен этот момент. Я понимаю, что в целом детали могут работать упруго-пластически и работать нормально. Я думала, что если в резьбовом соединении нужно поддерживать определенное усилие, то для стали превышение предела текучести не допускается и именно его превышение вызывает потерю затяжки в первую очередь 

Почему затяжка будет потеряна?

Смотрите превышение порога текучести не приводит к катастрофическим последствием (если это только не усталость). Усилие затяжки должно быть заведомо выше чем внешние нагрузки. Болт должен быть менее жестким в сравнении с деталями и работать как пружина, тогда даже если он немного просядет, он все равно в затяжке. Превышение порога текучести, в некоторых пределах приводит к повышению этого порога и материал все равно работает в линейной постановке в дальнейшем, при разгрузке и нагрузке до этого уровня.

Таким образом, на прочность болта, при контролируемой затяжке должна влиять затяжка, а не внешнее усилие.

Причины по которым может быть ослабление и протечка могут быть разными, даже например неравномерная затяжки болтов.

Поэтому, в случае болтов, надо больше пользоваться опытом описанным в инструкциях и на втором месте  расчетом. Сам по себе расчет, тоже имеет ограничения, так например не советую пытаться искать напряжения в самой резьбе. Но с другой стороны, детальный расчет фланцев очень сложный и включает в себя расчеты с учетом типа прокладки и пятна контакта (радиуса расположения пятна).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Bonus сказал:

Но с другой стороны, детальный расчет фланцев очень сложный и включает в себя расчеты с учетом типа прокладки и пятна контакта (радиуса расположения пятна).

а фланцы вы тоже в МКЭ считаете?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Bonus сказал:

Почему затяжка будет потеряна?

Смотрите превышение порога текучести не приводит к катастрофическим последствием (если это только не усталость). Усилие затяжки должно быть заведомо выше чем внешние нагрузки. Болт должен быть менее жестким в сравнении с деталями и работать как пружина, тогда даже если он немного просядет, он все равно в затяжке. Превышение порога текучести, в некоторых пределах приводит к повышению этого порога и материал все равно работает в линейной постановке в дальнейшем, при разгрузке и нагрузке до этого уровня.

Таким образом, на прочность болта, при контролируемой затяжке должна влиять затяжка, а не внешнее усилие.

Причины по которым может быть ослабление и протечка могут быть разными, даже например неравномерная затяжки болтов.

Поэтому, в случае болтов, надо больше пользоваться опытом описанным в инструкциях и на втором месте  расчетом. Сам по себе расчет, тоже имеет ограничения, так например не советую пытаться искать напряжения в самой резьбе. Но с другой стороны, детальный расчет фланцев очень сложный и включает в себя расчеты с учетом типа прокладки и пятна контакта (радиуса расположения пятна).

Ну а если болт в рабочем режиме испытывает ещё нагрузки?  Обычно резьбовые соединения нагружены не только затяжкой, но и внешним усилием.  Да, для обеспечения герметичности затяжка больше внешнего усилия. Но если смотреть на систему болта, то внешнее усилие увеличивает начальное усилие затяжки. И вот такой болт под внешним усилием  начинает пластически деформироваться.  В нем действуют напряжения затяжки, плюс напряжения нагрузки, пластика у всех металлов протекает по разному, но для стали условно: деформация растёт нелинейно от напряжения (напряжение возрастает мало, а деформация растёт быстрее). И получается , что усилие в теле болта падать не будет с ростом деформации?  Какую литературу посоветуете почитать на эту тему? 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Jesse сказал:

а фланцы вы тоже в МКЭ считаете?

Нет, есть методика EN-1591, она сложная, но есть калькуляторы, например в CAESAR II. Есть простая методика подбора фланцев по EN13480, там внутреннее давление + внешние нагрузки. Но она очень простая и очень консервативная. Не учитывает работу прокладок и болтов и их совместной жесткости.

28 минут назад, hrenata сказал:

Ну а если болт в рабочем режиме испытывает ещё нагрузки?  Обычно резьбовые соединения нагружены не только затяжкой, но и внешним усилием.  Да, для обеспечения герметичности затяжка больше внешнего усилия. Но если смотреть на систему болта, то внешнее усилие увеличивает начальное усилие затяжки. И вот такой болт под внешним усилием  начинает пластически деформироваться.  В нем действуют напряжения затяжки, плюс напряжения нагрузки, пластика у всех металлов протекает по разному, но для стали условно: деформация растёт нелинейно от напряжения (напряжение возрастает мало, а деформация растёт быстрее). И получается , что усилие в теле болта падать не будет с ростом деформации?  Какую литературу посоветуете почитать на эту тему? 

Разберитесь с графиком:

 

изображение.png

 

 

Почитайте про него в книжках. Здесь надо прикинуть жесткости элементов, как расходится усилие. Также посмотрите как работает для податливого болта и жесткого болта:

изображение.png

Внешняя нагрузка сначала по большей части расходится не на болте, а на снижении усилия стягивания. И уже когда на соединяемые детали не приходит нагрузка, тогда она полностью расходуется на болте.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Bonus сказал:

Нет, есть методика EN-1591, она сложная, но есть калькуляторы, например в CAESAR II. Есть простая методика подбора фланцев по EN13480, там внутреннее давление + внешние нагрузки. Но она очень простая и очень консервативная. Не учитывает работу прокладок и болтов и их совместной жесткости.

Разберитесь с графиком:

 

изображение.png

 

 

Почитайте про него в книжках. Здесь надо прикинуть жесткости элементов, как расходится усилие. Также посмотрите как работает для податливого болта и жесткого болта:

изображение.png

Внешняя нагрузка сначала по большей части расходится не на болте, а на снижении усилия стягивания. И уже когда на соединяемые детали не приходит нагрузка, тогда она полностью расходуется на болте.

Я это все понимаю. Я говорю про ситуацию, когда болт течёт. Я знаю, что усилие передаётся на болт полностью только когда стык раскрыт, до этого через коэффициент нагрузки, который определяется податливостями деталей системы болта и «корпуса». Суть не в этом. Есть затяжка и внешняя нагрузка (с коэффициентом разумеется) и в нагружённом режиме напряжения (от затяжки, от температурного расширения, от дополнительного усилия внешнего) превышают предел текучести в теле болта. Там происходит приращение длины болта без приращения напряжения (или эта зависимость нелинейна). Вы считаете это не вызывает потерю усилия затяжки  в теле болта, ведь болт вытягивается?  И опять же не подскажете в какой литературе это отражено, мне искренне интересно. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, hrenata сказал:

Там происходит приращение длины болта без приращения напряжения (или эта зависимость нелинейна).  

То о чем вы пишете это модель материала билинейная идеально пластическая. Но таких в жизни нет, тем более для болтов которые подкалены. Это в "заборных" сталях типа Ст3 будет площадка текучести которую рисуют на лекции и обозначают СИГМА_Т. В действительности Вы берете даже не Т, а 0.2 и для материалов у которых 80% эта текучесть от временного. Т.е после СИГМЫ_0,2 не будет как таковой площадки текучести, а будет завал и пластические остаточные деформации. Т.е. в любом случае, по достижении СИГМА_0,2 дальнейшее нагружение будет все равно под сопротивлением.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Bonus сказал:

То о чем вы пишете это модель материала билинейная идеально пластическая. Но таких в жизни нет, тем более для болтов которые подкалены. Это в "заборных" сталях типа Ст3 будет площадка текучести которую рисуют на лекции и обозначают СИГМА_Т. В действительности Вы берете даже не Т, а 0.2 и для материалов у которых 80% эта текучесть от временного. Т.е после СИГМЫ_0,2 не будет как таковой площадки текучести, а будет завал и пластические остаточные деформации. Т.е. в любом случае, по достижении СИГМА_0,2 дальнейшее нагружение будет все равно под сопротивлением.

Спс, теперь мне стало понятно о чем вы говорите. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




  • Сообщения

    • Fedo81
      Здравствуйте, подскажите может кто сталкивался, установил Солид кам 2022, в переходах фрезерование пропала операция 3д модель! Так же с версией 2023
    • Kelny
      Очень давно как раз было хорошо, когда Solidworks печатал ещё через встроенный виртуальный принтер BlueBeam эдак в версиях Solidworks 2004-2006, но потом перешли на Adobe и стало кривовато, да так что до сих пор аукается.   В винде такая же сторонняя программа, удалите ту что там и поставьте PDFCreator (если будете использовать макрос, то ту версию, которая рядом лежит, т.к. последние версии не подходят под старый макрос).   Дык это же разные программы и не факт что у последней есть API для встройки в макрос, а у PDFCreator API есть.   Если есть готовое, то зачем мучиться? Ну тогда можете просто в ручную печатать через этот встроенный виртуальный принтер.
    • Артур8991
      А можите скинуть пожалуйста какая у вас есть?)
    • lem_on
      Как хорошо когда вокруг все дураки, а Шура один умный ))) ещё предложи тюремный вариант провоза, для личного пользования. 
    • gudstartup
      вы лично таким маршрутом пользовались? а еще можно через Гималаи на лыжах махнуть или дипломатической почтой  реально подождать и ничего с вашим станком не случится к тому же нормальное производство имеет мощности для резервирования. 45 дней подождать или под лавину в Гималаях!! он что время до взрыва бомбы отсчитывал!? а можно на подводной лодке еще, вы серьезно что ли. досматривают в любом случае хоть туда хоть оттуда а может надо нанять гипнотизера и он стоя рядом внушит таможеннику что вы утюг вместо привода везете тогда путь свободен!
    • Killerchik
      Так речь о экспорте или импорте? Вы написали изначально "не пустят обратно" и я решил, что Вы говорите о таможне РФ. Как правило, при личном везде таможенники в разы сговорчивее. Если Вы говорите о том, что не выпустит таможня Китая - ну так можно лететь через третьи страны, не? Ещё разок - речь о ситуациях, когда нужно срочно. Правда нужно - то есть отдать пусть даже несколько лимонов рублей - не проблема. И слетать через 3-4 страны не проблема. пиэс- в 2017 году у меня на станке сдох ЧПУ контроллер компании Delta Tau. Рассматривали варианты экстренного привоза из США, на счету был каждый час. Плату по итогу помогли восстановить крутые парни из РФ. Но варианты экстренного привоза всего, что можно легально вывезти из США в багаже тогда были прямо на Авито: чел с визой летит туда ближайшим рейсом и привозит нашу гравицапу.
    • gudstartup
      тогда платите в 10 раз дороже ....
    • gudstartup
      это вы с таможенником спорить будите, вся продукция фанук запрещена к экспорту в россию. пользуйтесь услугами резидентов поднебесной и нечего с рюкзаками по заграницам ездить.
    • AlexArt
      @Jesse, а ну отлично! Не знал, что ваши познания стали настолько высокими, что вам мало готовых методик и вы решили разработать новую. Удачи защитить её и опубликовать. С удовольствием почитаю.
    • Александр1979
      Иногда требуется. 
×
×
  • Создать...