Перейти к публикации

Построение турбинных и компрессорных колес


Рекомендованные сообщения

Добрый день. Буду благодарен за любую помощь по сабжу (посмотрел по форуму - ничего похожего не нашел). Особенно интересно построение лопаток и крыльчатки.

Каким образом образом задается кривизна, формообразующие поверхности, толщина сечения и все прочее. Если нужна математика - пожалуйста, фобией трехэтажных логарифмов вроде не страдаю. Примерам буду также рад.

Знаю, что у ирисофта (или солвера) есть целые курсы по построениям турбинных колес, но ехать специально за этим в Питер или Воронеж возможности не имею.

Заранее спасибо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


с этой темой немного знаком.

Во-первых, надо всё-таки разделять турбинные и компрессорные колёса. Это две большие разницы. И методы построения тоже разные. Думаю, что проблема в основном с построением формы лопатки, с самим колесом проблем быть не должно.

Во-вторых, форма лопатки зависит прежде всего от традиций проектирования на каждом конкретном предприятии. К сожалению это так.

И сначала надо понять каким образом задавалась форма "на бумаге". Скорее всего каждое сечение задавалось набором точек (для компрессорных колёс это могут быть дуги). Потом надо будет разобраться откуда эти точки брались - с какой линии. Как получалась эта линия - по какой-либо оригинальной формуле или преобразованием какого-либо "стандартного" профиля. Кстати, не факт, что это удастся выяснить, поскольку людей, владевших этим тайным знанием (без всякой иронии это так), уже может не быть не только на предприятии, но и вообще в живых - всё делается по прототипу уже десятки лет.

И только когда будет ясна вся подноготная этого процесса, только тогда можно будет заняться разработкой методики построения лопатки в ПроЕ. Это будет именно уникальная методика, которую надо будет разрабатывать. Готового решения скорее всего нет. А если и есть какие-либо методики на других предпринятых, то не факт, что они будут приемлемы для Вашего - опять же в силу сложившейся традиции. И также не факт, что этим ноу-хау с Вами захотят поделиться - звериный оскал капитализма.

Я начал делать такую работу на Невском заводе (РЭП-холдинг). С компрессорными колёсами разобрался - там профиль задавался набором дуг. А с турбинными лопатками процесс оборвался практически в самом начале - на этапе определения аналитической формулы профиля - в связи с внезапно возникшим кризисом и мои увольнением.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

с этой темой немного знаком.

Во-первых, надо всё-таки разделять турбинные и компрессорные колёса. Это две большие разницы. И методы построения тоже разные. Думаю, что проблема в основном с построением формы лопатки, с самим колесом проблем быть не должно.

Во-вторых, форма лопатки зависит прежде всего от традиций проектирования на каждом конкретном предприятии. К сожалению это так.

И сначала надо понять каким образом задавалась форма "на бумаге". Скорее всего каждое сечение задавалось набором точек (для компрессорных колёс это могут быть дуги). Потом надо будет разобраться откуда эти точки брались - с какой линии. Как получалась эта линия - по какой-либо оригинальной формуле или преобразованием какого-либо "стандартного" профиля. Кстати, не факт, что это удастся выяснить, поскольку людей, владевших этим тайным знанием (без всякой иронии это так), уже может не быть не только на предприятии, но и вообще в живых - всё делается по прототипу уже десятки лет.

И только когда будет ясна вся подноготная этого процесса, только тогда можно будет заняться разработкой методики построения лопатки в ПроЕ. Это будет именно уникальная методика, которую надо будет разрабатывать. Готового решения скорее всего нет. А если и есть какие-либо методики на других предпринятых, то не факт, что они будут приемлемы для Вашего - опять же в силу сложившейся традиции. И также не факт, что этим ноу-хау с Вами захотят поделиться - звериный оскал капитализма.

Я начал делать такую работу на Невском заводе (РЭП-холдинг). С компрессорными колёсами разобрался - там профиль задавался набором дуг. А с турбинными лопатками процесс оборвался практически в самом начале - на этапе определения аналитической формулы профиля - в связи с внезапно возникшим кризисом и мои увольнением.

Мои поздравления: такие колеса(турбинные, компрессорные) даже в АПТЕКИ не завозят.

там, где вращаются лопатки, они вращаются на дисках, а не на колесах

"о-вторых, форма лопатки зависит прежде всего от традиций проектирования на каждом конкретном предприятии. К сожалению это так. "

это бред

форма поперечного сечения профиля легко берется из справочников, а ее(лопатки) продуктивность считается через треугольник скоростей( это не Да-Винчи, это Жуковский "теория крыла"...)

Здесь лопатка последней ступени компрессора двигателя АИ-25(Як-40)

фотогграфия может и не вставилась(отредактирую).

обидеть никого не хотел, адептов прое тем более...

post-20850-1275995788_thumb.jpg

post-20850-1275996038_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

форма поперечного сечения профиля легко берется из справочников

справочников десятки, в каждом справочнике сотни профилей. Какой профиль выбрать и из какого справочника - это как раз и есть традиция каждого конкретного предприятия.

Но это не единственная традиция. Бывает, что определение формы профиля было заказано где-то на стороне или выполнено лет тридцать назад и на данный момент имеется только результат этой работы - только таблица координат профиля. Каким образом были получены эти координаты - уже неизвестно никому. Это тоже традиция.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

GOLF_stream

Вы как прям в воду глядели. Поступило 2 чертежа - турбинного и компрессорного колеса. Жалко, что сканы на работе забыл забрать, если будет актуально, завтра выложу. Но кривизна задавалась на них именно таким образом - табличка, в ней точки и углы наклона (для компрессорного колеса - дуги). Плюс ширина сечения в крайних точках и середине лопатки.

Пока я мучался с построением точек и отрисовкой опорных кривых, мне один человек высказал свою теорию: "Да чё ты паришься, такая форма задания кривизны лопатки - дедовские методы, в проешнике все намного проще - кривизну задаешь параметром, сечение получится само собой, когда протянешь твердотел". На мои дальнейшие вопросы "каким параметром?", "как вытягивать твердотел из ничего?", - ответов не поступило. Ну хотя бы что-то. Практически тут же еще один светоч выдвинул свою версию - "Да тут вообще фигня, все элементарно делается поверхностями (кривыми/поверхностными кривыми/кривыми поверхностями etc.)" По поводу поверхностей я даже спрашивать ничего не стал. Такие ответы обычно не несут больше вообще ничего.

Так уж получилось, что я больше технолог, чем конструктор (тем более - двигателист), но все равно подобные вещь очень интересны. Надо будет разрабатывать собственную методику - что ж, пока что время позволяет, будем пыхтеть:-)

dpm

За замечания благодарю, учту обязательно. По поводу Жуковского и справочников - очень прошу, поподробнее. На запросы гугль выдает что-то несуразное. Если на эти вещи существуют ГОСТы, тоже будьте добры, укажите правильное направление поиска.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

enaumov

По поводу поверхностей я даже спрашивать ничего не стал. Такие ответы обычно не несут больше вообще ничего.

На страничке <noindex>http://www.e-cognition.net/pages/Tutorials_WF4.html</noindex> есть неплохой мультик - Exploring Surface Modeling

знание языка не обязательно, а освоив поверхностное моделирование такого центробежного колесика можно наезжать

на теоретиков по поводу данных о профилях

Изменено пользователем AlexAS
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- "Да тут вообще фигня, все элементарно делается поверхностями (кривыми/поверхностными кривыми/кривыми поверхностями etc.)" По поводу поверхностей я даже спрашивать ничего не стал. Такие ответы обычно не несут больше вообще ничего.

Ну, вообще-то не так уж и неверно. К сожалению, не могу показать, но часто даются развертки сечений, которые нужно "намотать" на соответствующие радиусы под заданным углом. Ещё проще, просто плоские сечения, повернутые под углом. Как их считать, это отдельная тема, а для обработки вполне достаточно поверхностей, хотя и твердое тело особых проблем не доставит, если всё определено.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По поводу Жуковского и справочников - очень прошу, поподробнее.

А это-то зачем?

Если вы технолог - то ваш самый главный справочник, это чертеж уже готовой допатки/крыльчатки или 3-х мерная модель. Уже по ним делаете там что надо (оснастку или обработку или и то и другое)

Единственные веселые моменты - решать что делать, когда при построении профиля какая нибудь точка из таблички в чертеже, выпадает из сечения (явно нарушает монотонность сплайна). Они их там задают с мелким шагом, что для построении в CAD лишнее. Лично я по первости пытался согласовывать такие моменты, но потом плюнул, т.к. обычно решение было - выкинь эту точку.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы как прям в воду глядели.

да нет, я глядел в чертежи.

кривизну задаешь параметром, сечение получится само собой, когда протянешь твердотел

само собой в ПРоЕ ничего не получается. Как задать одним параметром переменную кривизну я не могу представить.

Надо было добиться от него чтобы он продемонстрировал это на простеньком примерчике.

Да тут вообще фигня, все элементарно делается поверхностями

всё действительно делается поверхностями, но далеко не элементарно и это вовсе не фигня.

Если у Вас такие советчики и если это отражает уровень Вашей конторы, то это очень печально. Выводы делайте сами.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Единственные веселые моменты - решать что делать, когда при построении профиля какая нибудь точка из таблички в чертеже, выпадает из сечения (явно нарушает монотонность сплайна). Они их там задают с мелким шагом, что для построении в CAD лишнее. Лично я по первости пытался согласовывать такие моменты, но потом плюнул, т.к. обычно решение было - выкинь эту точку.

Это точно, да ещё и округляют до десятых мм. как попало, а сплайн - дело тонкое.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы как прям в воду глядели. Поступило 2 чертежа - турбинного и компрессорного колеса. Жалко, что сканы на работе забыл забрать, если будет актуально, завтра выложу. Но кривизна задавалась на них именно таким образом - табличка, в ней точки и углы наклона (для компрессорного колеса - дуги). Плюс ширина сечения в крайних точках и середине лопатки.

Раз есть точки - делайте по ним сплайны, по сплайнам стройте поверхности по сечениям. Если точка выпадает - смотря по обстоятельствам (т.е. по соседним точкам). Если сплайн резко перегибается то мы выпавшие точки пропускали. Единственная рекомендация - при построении сплайнов держите "ширина сечения в крайних точках и середине лопатки" даже если там нет точек, то поставте сами (эти параметры меряют на каждой лопатке - пропустите - будет очень крупный ляп). Построите так перо, потом полку - объедините, прокатите радиус - все.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Модераториал:

Мои поздравления: такие колеса(турбинные, компрессорные) даже в АПТЕКИ не завозят. там, где вращаются лопатки, они вращаются на дисках, а не на колесах....это бред....

1) есть такой термин как моноколеса

2) слово "колесо" есть в названии темы

3) тон ваш, несмотря на оговорки, неуместно вызывающий

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если у Вас такие советчики и если это отражает уровень Вашей конторы, то это очень печально. Выводы делайте сами.

Думаю, что Вы не слишком удивитесь, если скажу, что наша контора - обычный университет. Со всеми его преподавателями, сотрудниками, инженерами, мастерами и прочими. Главное - нас есть весьма неплохая производственная площадка и безумное руководство, которое подкидывает подобные идеи. :smile: Конечно, можно все спустить на тормозах (ну не могу, ну не умею, бла-бла-бла), но как-то не очень тогда получится. Возраст уже такой, что нужно к любой работе подходить так, как будто все на максимальном серьезе. Еще раз повторюсь - к тому же мне интересна эта тематика.

Мои советчики - те же преподаватели плюс те люди, которые поставляют прое с виндчилом. Кто-то знает прое лучше, кто-то хуже. Ну не могу я доставать одного человека с бесконечными расспросами. Мне дали задачу, показали в какой стороне есть решение, все - дальше буду как-нибудь сам.

Если вы технолог - то ваш самый главный справочник, это чертеж уже готовой допатки/крыльчатки или 3-х мерная модель. Уже по ним делаете там что надо (оснастку или обработку или и то и другое)

Технолог, конструктор, проектировщик, программист ЧПУ, жнец, кузнец и на дуде игрец :smile: Это нормально, у нас только такие и работают. Хотя сразу во всю кучу не лезу (пока сложновато), я больше по части технологии и проектирования 3-D моделек, но зачастую приходится браться за все остальное.

Единственные веселые моменты - решать что делать, когда при построении профиля какая нибудь точка из таблички в чертеже, выпадает из сечения (явно нарушает монотонность сплайна). Они их там задают с мелким шагом, что для построении в CAD лишнее. Лично я по первости пытался согласовывать такие моменты, но потом плюнул, т.к. обычно решение было - выкинь эту точку.

Раз есть точки - делайте по ним сплайны, по сплайнам стройте поверхности по сечениям. Если точка выпадает - смотря по обстоятельствам (т.е. по соседним точкам). Если сплайн резко перегибается то мы выпавшие точки пропускали. Единственная рекомендация - при построении сплайнов держите "ширина сечения в крайних точках и середине лопатки" даже если там нет точек, то поставте сами (эти параметры меряют на каждой лопатке - пропустите - будет очень крупный ляп). Построите так перо, потом полку - объедините, прокатите радиус - все.

Вооо, спасибо, дело! С этим уже столкнулся. На середине сплайна откуда-то образовалась "волна". За совет спасибо, завтра попробую похимичу.

На страничке <noindex>http://www.e-cognition.net/pages/Tutorials_WF4.html</noindex> есть неплохой мультик - Exploring Surface Modeling знание языка не обязательно, а освоив поверхностное моделирование такого центробежного колесика можно наезжать на теоретиков по поводу данных о профилях

Мегареспектище за ссылку! Такие вещи в интернете днем с огне не сыщешь. Будет свободное время, обязательно поизучаю. Если есть еще что-то похоже - буду только благодарен. :rolleyes:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, забыл, для полной картины прикрепляю сканы чертежей. Извиняюсь за отвратительное качество (в хорошем кто-то спер под конец смены), найду завтра - заменю.

Дико извиняюсь, но чертежи убедительно попросили удалить.

Изменено пользователем enaumov
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мегареспектище за ссылку! Такие вещи в интернете днем с огне не сыщешь.

Надо же, когда я столкнулся с лопатками, еще интернета в России небыло, CAD проектирование было в диковинку, а опытных технологов конструкторов уже не стало почти (были под 70-ть пенсионеры знающие ручное проектирование).
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Солнцеворот

Да, забыл, для полной картины прикрепляю сканы чертежей. Извиняюсь за отвратительное качество (в хорошем кто-то спер под конец смены), найду завтра - заменю.

А как их сперли? Переместили вместо копирования?

Интересная задачка, я тоже ради спортивного интереса попробовал бы ее решить, но в другой каде.

Мне показалось или лопатки одинаковой толщины по всей длине?

На сечении Б-Б нехватает значка "повернуто"

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не могу молчать...

Глянул я на чертеж.

Это удобно отработать командой "свип переменного сечения", предварительно задав графики изменения толщин.

Я думаю что пойдет.

Пример попроще высылаю. там траектория- одна и прямая. Ну под 4- кррдинатку.

В Вашем случае траектория будет - дуга.

Остальное поймете, я надеюсь. Главное - понять что переменный свп может управляться графиками и уравнениями (зайдите в уравнения эскиза и поймете).

А график просто импортируется в скетчер при создании графика.

Еще неплохая тема - таблично-упраялемый массив....но не для этого случая. Здесь еще красивее.

Вообще - в качестве саморекламы - у нас собраны все варанты задания моноколес и почти все варианты задания лопаток. С моделями. Читаем курс и учим народ, конечно не только моделить, но и обрабатывать.

impeller_grafiki1.prt.rar

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как их сперли? Переместили вместо копирования?

Интересная задачка, я тоже ради спортивного интереса попробовал бы ее решить, но в другой каде.

Мне показалось или лопатки одинаковой толщины по всей длине?

На сечении Б-Б нехватает значка "повернуто"

Не, просто на руках у меня только бумажные варианты. Сканы я делал уже дома.

Толщина лопатки по сечению разное. По крайней мере, у компрессорного колеса оно задано параметром в таблице (0.29 мм...1 мм...0.29 мм). С турбиной пока что не разбирался, но чувствую, что там примерно та же история (хотя могу ошибаться).

Не могу молчать...

Глянул я на чертеж.

Это удобно отработать командой "свип переменного сечения", предварительно задав графики изменения толщин.

Я думаю что пойдет.

Пример попроще высылаю. там траектория- одна и прямая. Ну под 4- кррдинатку.

В Вашем случае траектория будет - дуга.

Остальное поймете, я надеюсь. Главное - понять что переменный свп может управляться графиками и уравнениями (зайдите в уравнения эскиза и поймете).

А график просто импортируется в скетчер при создании графика.

Еще неплохая тема - таблично-упраялемый массив....но не для этого случая. Здесь еще красивее.

Вообще - в качестве саморекламы - у нас собраны все варанты задания моноколес и почти все варианты задания лопаток. С моделями. Читаем курс и учим народ, конечно не только моделить, но и обрабатывать.

Большое спасибо, и за советы и за пример.

Изменено пользователем enaumov
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Солнцеворот

Вот я из спортивного интереса построил ваше колесо турбины в Солидворксе 2010 (в чем умею).

post-9229-1276156645_thumb.jpg

Интереснейшая задача, я ее в результате решил так:

  • Построил эскиз профиля тела вращения
  • По нему построил две плоскости - начало и конец лопатки, на плоскостях создал по прямой.
  • Из прямых сделал поверхность по сечениям
  • Утолщил поверхность
  • Скруглил переднюю кромку лопасти
  • Отрезал лишнее по кругу
  • Круговой массив лопастей
  • Создал тело колеса, параметр "результат слияния"
  • Скруглил кромки между лопастью и колесом
  • Создал хвост с резьбой
  • Все.
Колесо_турбины.rar

И в STEP214

Колесо_турбины_STEP.rar

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поверхность по сечениям - для этого случая не оптимально.

Во всяком случае в PROE.

Кинематические поверхности - более красивое решение.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




  • Сообщения

    • Jesse
      Вот что у Биргера: Центробежные силы и индуцированный гироскопический момент зависят от квадрата частоты вращения вала   Хотя уже сама критическая частота зависит только от момента инерции колеса (альфа, бэта, гамма - это прогибы, углы поворота и прочая шелуха), т.е. частота вращения в формулу не входит, а всё определяется только моментом инерции Jm Ну у него рассматривается простая одномассовая система (фактически грузик на пружинке). Думаю поискать публикации.. мб где то раскопали аналитическую зависимость первой и высшей СЧ от частоты вращения для сложных систем. Хотя если выяснится что зависит,  всё равно обоснование придумывать придётся.  Эхх...
    • Fedor
      https://www.litres.ru/book/v-n-faddeeva/vychislitelnye-metody-lineynoy-algebry-65999878/  Ну и классику жанра :) 
    • Jesse
      4000 об/мин при наружном диаметре колеса 380 мм. Думаете, на больших оборотах вилка всё равно может разойтись и могут появиться гироскопические эффекты? Даже несмотря на вышеприведенные массово-инерционные оценки и расположение опор?   да я влияние престресс (вращение) особо не увидел... Думал обычным модальником прогнать, Ланцошом (он пошустрее).   Ещё мои раздумья направлены в сторону присоединённой массы воды, что по идее должно занижать частоты. Хотя для такого массивного вала как у меня даже на это дело можно забить, наверно...
    • Handrusik
      Maxx2000 - благодарю Павлуха - это не фриланс Утомлённый солнцем - приятно, что меня помнят
    • Борман
      Я так понимаю, что обороты не особо большие. ДК - это чисто высокооборотистая тема.   Просто мысли вслух... Если вилка будет сильно расходится, то всегда будет точка пересечения любого луча с кривой BW. Причем точка будет на меньших оборотах по сравнению с обычным престресс-модальником. Какие дальше действия ? С чем тут нужно дополнительно бороться по сравнению с тем, с чем нужно было бы бороться по результатам обычного престресс-модальника Если вилка не сильно расходится (от кривой обычного престресс-мобальника), то смысла стоить строгую ДК большого нет.    
    • boomeeeer
      На сименсе параметрами настраивается многое, что связано с менеджером иснструмента. Вызов возможен как по номерам, так и по именам инструментов. Через равно вроде как по имени вызывается (Т="имя"), а по номеру можно было, например, Т1 M6, а первый корректор подтянулся бы автоматически. И не всегда М6 на смену. Производитель мог нагородить чего угодно. Параметры надо смотреть
    • Den4ik85
      P.S этой ошибки не было при запуске,она возникла при выполнении команды смены инструмента "T=.." d1m6. (так учили на курсах) возможно,не тот номер ввел или не соответствовало название инструмента его номеру?
    • boomeeeer
      @Den4ik85 Подключаться к контроллеру и искать цепочку формирования сигнала ошибки DB2.DBX183.0. Возможно один из индуктивных датчиков на подсчёт ячеек магазина вышел из строя
    • boomeeeer
      G108 C0 - Включить шпиндель №0 в режим оси C G90 C180 - Переместить ось С в позицию 180 градусов
    • Den4ik85
      благодарю! ничего не понял, ну хоть что-то) учусь только) попробую разобраться
×
×
  • Создать...