Перейти к публикации

Каковы возможности макросов или можно ли смоделировать масляный слой в контактной задаче


Рекомендованные сообщения

Вопрос к знатокам Ансис. Я так понимаю, что макрос это подпрограмма. Так вот, могу ли я с помощью макроса решить контактную задачу с учетом слоя масла? Я вижу это примерно так:

post-15344-1231009062_thumb.jpg

То есть решаем контактную задачу и значения зазора и контактного давления в узлах являются исходными данными для решения уравнений гидродинамики. В результате получаем распределение давления в этих же узлах, но с учетом слоя масла. Потом эти данные используем в виде дополнительной нагрузки (или еще как-нибудь) в решении той же самой контактной задачи и получаем скорректированную эпюру контактного давления. Далее повторяем этот цикл до достижения какого-нибудь критерия сходимости. Можно ли такой алгоритм реализовать в виде макроса?

Буду рад выслушать любые предложения, рекомендации и критику. Спасибо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Форумный боец

а нельзя ли без гидродинамики обойтись? задача статическая?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Увы нельзя. Пытаюсь определить силу трения в паре сопряжения поршень-цилиндр, для этого необходимо знать толщину масляной пленки и распределение давления. Эпюра контактного давления при сухом контакте значительно отличается от гидродинамического. Есть идея решить уравнения Рейнольдса методом конечных разностей, воплотив это все в виде макроса. При этом давление в масляном слое влияет на деформации деталей сопряжения, поэтому желательно результаты использовать как дополнительные ГУ и снова решать контактную задачу.

Задача квазистатическая. У нас в универе правда появился супер-компутер :), можно в будущем и в динамике попробовать решить.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подобные задачи решались для подшипников скольжения. Правда без Ansys, это было давно, но с использованием мкэ для деформаций подшипников и метода сеток для маслянного слоя, то есть для малых чисел Рейнольдса. Что-то похожее на Ваш цикл было :unsure:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Fedor, а какое количество итераций потребовалось при решениее задачи с подобным циклом для подшипника?

И можно ли реализовать этот цикл в виде макроса? Или проще воспользоваться другим языком? Хотя в этом случае все равно придется писать макрос для импорта ГУ обратно в Ансис.

Посоветуйте пож-ста, где найти учебник по языку программирования, на котором пишутся макросы

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Форумный боец

где найти учебник по языку программирования, на котором пишутся макросы

говорят на фортран он очень похож :) да и в хелпе все расписано неплохо.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос к знатокам Ансис. Я так понимаю, что макрос это подпрограмма. Так вот, могу ли я с помощью макроса решить контактную задачу с учетом слоя масла?

1. ансис и без макросов решает эти задачи.

2. копай в сторону Fluid - Solid Interaction - FSI, начинай отсюда <noindex>отсюда</noindex> и <noindex>отсюда</noindex>

3. вот ссылка на подобный расчет, в масляной пленке всё происходит в пограничном слое, это нужно учитывать

<noindex>http://cae.ustu.ru/download/20064.pdf</noindex>

4. для затравки лови описание наложения поля давления в табличном виде на модель для прочностного расчета <noindex>http://ansys.net/tips_sheldon/STI0702_Exte..._Simulation.zip</noindex>

5. язык программирования называется <noindex>APDL</noindex>, без знания команд ансиса он бесполезен.

То есть решаем контактную задачу и значения зазора и контактного давления в узлах являются исходными данными для решения уравнений гидродинамики. В результате получаем распределение давления в этих же узлах, но с учетом слоя масла.

есть подозрение, что это не контактная задача.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"подозрение, что это не контактная задача" - да нет, контактная, просто контакт с промежуточным слоем смазки. Ходовое дело в зубчатых передачах, например :unsure:

Надо человеку определять как меняется поток при изменении геометрии стенок, а изменения зависят от потока.

Возмущения стенок обычно не очень большие, поэтому сходилось быстро, но точно не помню, приятель решал, я просто обсуждал эти вопросы с ним иногда :rolleyes:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мысли вслух.

Подшипники скольжения бывают разные. (гидродинамически и гидростатический подшипник) - это которые со смазкой.

У гидродинамического подшипника скольжения масляная пленка образуется при определенной скорости.

Там есть ещё диаграмма (называется кривая Штрибека(Stribeck)) , как рапределяется МЮ от скорости. Вначале МЮ высокий потом падает до минимума и далее подымается немного, примерно 40% от максимума. При скорости ноль имеем контакт двух поверхностей.

Тут на русском немного теории и про Штрибека тоже :

<noindex>http://www.samgtu.ru/structure/ntc/7.doc</noindex>

Потом есть гидростатический подшипник, где масляная пленка в паре образуется от давления в системе. Тут кривя Штрибека подымается от нуля или масляная пленка может быть и при нулевой скорости, если давление достаточно высокое, тогда кривя Штрибека начинается не с нуля.Толщина масляной пленки зависит от давления в системе, температуры, скорости, ...

В паре поршень-цилиндр мы имеем смазку от масла в картере, которое разбрызгивается по стенком цилиндра и(или) поддается под давлением.

Думаю, что пара поршень-цилиндр работает как гидростатический подшипник, поэтому использование указаного ivan_mlpe примера может не совсем корректно.

Или я ошибаюсь?

Ещё контакт в паре поршень-цилиндр идет через поршневые кольца, может для начала задачку в 2D с учётом ротации посчитать?

P.S. В работе КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ

ХАРАКТЕРИСТИК ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

ЦЕНТРОБЕЖНОГО ПОГРУЖНОГО НАСОСА

3. вот ссылка на подобный расчет, в масляной пленке всё происходит в пограничном слое, это нужно учитывать

<noindex>http://cae.ustu.ru/download/20064.pdf</noindex>

некоторые цифры наводят на размышление:

1. нагрузка на подшипник 15кН, при 6 колодок это примерно 2,67кН на одну.

2. максимальное давление на колодку было расчитано 2,75кПа это 2,75кН/кв.м, среднее на порядок ниже.

Тут или я что то напутал, или площадь колодки почти 1кв.м или в результатах CFD непонятки.

3. Ну и "Начальное распределение зазоров в масляном клине предполагается таким, чтобы зазор лежал в пределах 0.5-1.5 мм" зазор многоват будет. Такой зазор у бутерброда перевернутого на столе будет у подшипника скольжения под нагузкой 15кН вряд ли.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Vova, спасибо за пищу для размышлений.

В цилиндре двигателя масло разбрызгиванием подается на поверхность цилиндра при положении поршня в районе ВМТ, затем при движении поршня вниз масляный слой снимается маслосъемным кольцом. Боковая сила N полностью распределяется на сопряжение юбка поршня-цилиндр и компрессионные кольца здесь не участвуют. Кольца это уже другой обширный вопрос, в который не хочется влезать.

Юбка поршня имеет бочкообразную форму, образующую клин вместе с поверхностю цилиндра. Правда при положении поршня в районе ВМТ и НМТ его скорость 0 и около того, максимальная скорость достигается при 90 град поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения (в моем случае 10 м/с).

post-15344-1231338356.jpg

Решать эту задачу в осесимметричной постановке считаю не совсем корректным, т.к. в конструкции поршня имеются бобышки, приводящие к увеличению жесткости. При решении задачи без учета масляной пленки получаю примерно такую картину:

post-15344-1231339750.jpg

Как я теперь понимаю, решать эту задачу в квазистатике не совсем корректно, т.к. в результате получу разрушение масляной пленки и контакт поверхностей, которого возможно и не происходит в реальности.

Тогда можно ли принять в этом случае допущение, что в контактирующих узлах имеет место минимальная толщина пленки R1+R2 (шероховатость поверхностей). Далее скорректируем толщину пленки для всех узлов сопряжения и определяем режим трения для элементарной площадки. Можно ли так интерпретировать результаты анализа, или необходимо пытаться решать эту задачу в динамике? Спасибо

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

P.S. В работе КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ

ХАРАКТЕРИСТИК ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

ЦЕНТРОБЕЖНОГО ПОГРУЖНОГО НАСОСА

некоторые цифры наводят на размышление:

1. нагрузка на подшипник 15кН, при 6 колодок это примерно 2,67кН на одну.

2. максимальное давление на колодку было расчитано 2,75кПа это 2,75кН/кв.м, среднее на порядок ниже.

Тут или я что то напутал, или площадь колодки почти 1кв.м или в результатах CFD непонятки.

3. Ну и "Начальное распределение зазоров в масляном клине предполагается таким, чтобы зазор лежал в пределах 0.5-1.5 мм" зазор многоват будет. Такой зазор у бутерброда перевернутого на столе будет у подшипника скольжения под нагузкой 15кН вряд ли.

ребят, я не в качестве отправной точки ссылку дал, а как работу, в которой описан ход решения. Есс-но я не проверял численные результаты.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В цилиндре двигателя масло разбрызгиванием подается на поверхность цилиндра при положении поршня в районе ВМТ, затем при движении поршня вниз масляный слой снимается маслосъемным кольцом. Боковая сила N полностью распределяется на сопряжение юбка поршня-цилиндр и компрессионные кольца здесь не участвуют. Кольца это уже другой обширный вопрос, в который не хочется влезать.

Юбка поршня имеет бочкообразную форму, образующую клин вместе с поверхностю цилиндра. Правда при положении поршня в районе ВМТ и НМТ его скорость 0 и около того, максимальная скорость достигается при 90 град поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения (в моем случае 10 м/с).

предчувствия меня не обманули ;) это не контактная задача.

При решении задачи без учета масляной пленки получаю примерно такую картину:

без учета маслянной пленки эта задача не имеет смысла. У вас реакции будут не там, не те, не в том направлении и не с теми величинами. Зазоры тоже. Все равно что пытаться шарикоподшипник рассчитать без шариков.

Как я теперь понимаю, решать эту задачу в квазистатике не совсем корректно, т.к. в результате получу разрушение масляной пленки и контакт поверхностей, которого возможно и не происходит в реальности.

Тогда можно ли принять в этом случае допущение, что в контактирующих узлах имеет место минимальная толщина пленки R1+R2 (шероховатость поверхностей). Далее скорректируем толщину пленки для всех узлов сопряжения и определяем режим трения для элементарной площадки. Можно ли так интерпретировать результаты анализа, или необходимо пытаться решать эту задачу в динамике? Спасибо

пока рано рассуждать о квазистатике.

сформулируйте задачу полностью. Конкретно, что нужно рассчитать.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

сформулируйте задачу полностью. Конкретно, что нужно рассчитать

Задача: получить эпюру распределения давления и определить толщину масляной пленки в сопряжении поршень-цилиндр при различных углах поворота КВ (через каждые 15 градусов например)

Использую следующие модели: цилиндр двигателя с воздушным охлаждением (чугун), головка цилиндра (ал), анкерные шпильки (сталь), поршень (ал), поршневой палец (сталь), плита - картер двигателя (чугун). В модели поршня профиль юбки выполнен согласно КД и величина поршневого зазора выдержана, т.к. в ходе анализа также определяются термические деформации. Показанные на рисунке кольца пока не исследую. Для решения можно в принципе использовать и половину модели, но в алюминиевой головке выпускной канал подогревается отработавшими газами Т=800 С, вызывая неравномерную деформацию как головки, так и цилиндра в районе верхнего опорного бурта. Это тоже должно влиять на форму контакта поршень-цилиндр (вопрос в какой степени).

Постоянные нагрузки:

- усилия затяжки анкерных шпилек

- термические нагрузки

Изменяемые нагрузки (зависят от угла пкв):

- давление в цилиндре

- боковая сила, приложенная к поршневому пальцу

post-15344-1231371087.jpgpost-15344-1231373359.jpg

Изменено пользователем Vince
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы попробовал так:

1. для расчёта толщины масляной пленки я бы предпочёл аналитические формулы из книги. Для начала можно взять простой расчет минимальной толщины с учётом шероховатости.

2. Коэффициенты трения опять же из каталога. Про зависимость коэффициента трения от температуры не забываем.

3. В процессе работы масляная пленка есть или нет, потому как мы не знаем когда есть/нет, то для сравнения можно сделать оба расчёта.

4. В Абакусе есть следущее описание контакта:

*SURFACE BEHAVIOR, PRESSURE-OVERCLOSURE=EXPONENTIAL

0.06, 100.0

это когда при контактном расстоянии 0,06мм мы имеем силу на контактные поверхности 100Н. При уменьшении контактного расстояния, сила увеличивается по экспоненте.

Подробнее читаем в хелпе. Думаю в АНСИСе что то подобное тоже есть. Так вот, я бы использовал подобную функцию для расчёта.

Значение 0,06 изменяем на мин. толщину плёнки, силу берем из учёта давления в системе.

5. Температуа высокая, поэтому не забываем про коэффициент расширения для поршня и цилиндра.

6. CFD я бы пока не использовал.

7. Для начала можно реализовать расчёт на простой модели, потом переходить на реальную.

Ивану:

Вас ни в чём не хочу обвинять, просто обратил внимание на "не соответствие" в результатах решения. Возможно, я что то не правильно понял,

и ребята из Питера всё делали правильно. Если у кого есть свои умные мысли по статье, поделитесь плиз. Для этого можно и отдельную тему создать.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"предчувствия меня не обманули ;) это не контактная задача" - книжку Механика контактного взаимодействия

Джонсона посмотрите начиная со стр. 372, там о смазке :unsure:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"предчувствия меня не обманули ;) это не контактная задача" - книжку Механика контактного взаимодействия

Джонсона посмотрите начиная со стр. 372, там о смазке :unsure:

посмотрел,

за книжку спасибо.

автор вопроса просил помощи по контактной задаче в ANSYS, я имел в виду именно это "подмножество".

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4. В Абакусе есть следущее описание контакта:

*SURFACE BEHAVIOR, PRESSURE-OVERCLOSURE=EXPONENTIAL

0.06, 100.0

это когда при контактном расстоянии 0,06мм мы имеем силу на контактные поверхности 100Н. При уменьшении контактного расстояния, сила увеличивается по экспоненте.

Подробнее читаем в хелпе. Думаю в АНСИСе что то подобное тоже есть. Так вот, я бы использовал подобную функцию для расчёта.

Значение 0,06 изменяем на мин. толщину плёнки, силу берем из учёта давления в системе.

нэту. сейчас еще раз проверил.

Если такая фича есть в абакусе - решать задачу лучше там. адназначна. иначе затраты времени несоизмеримо возрастут.

товарисчь Vince,

у Вас есть возможность решать эту задачу НЕ в ANSYS`е ? (иногда фокус именно в том, чтобы с определенным программным продуктом добиться результата)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Задача: получить эпюру распределения давления и определить толщину масляной пленки в сопряжении поршень-цилиндр при различных углах поворота КВ (через каждые 15 градусов например)

агаа. чешу в затылке.

Использую следующие модели: цилиндр двигателя с воздушным охлаждением (чугун), головка цилиндра (ал), анкерные шпильки (сталь), поршень (ал), поршневой палец (сталь), плита - картер двигателя (чугун). В модели поршня профиль юбки выполнен согласно КД и величина поршневого зазора выдержана, т.к. в ходе анализа также определяются термические деформации.

согласно КД - какой задан номинальный зазор? Какие допуска на сопрягаемые поверхности? (не обязательно их в форум постить, но обязательно учитывать)

Показанные на рисунке кольца пока не исследую.

зря, модель сильно не утяжелится, а ввести их в модель потом будет сложно. и защитить потом этот расчет без колец будет проблематично.

Для решения можно в принципе использовать и половину модели, но в алюминиевой головке выпускной канал подогревается отработавшими газами Т=800 С, вызывая неравномерную деформацию как головки, так и цилиндра в районе верхнего опорного бурта. Это тоже должно влиять на форму контакта поршень-цилиндр (вопрос в какой степени).

да уж. не поспоришь.

Максимально сложная часть - касается маслянной пленки в трехмерной постановке. Мне кажется, что это CFD

Поясню:

1. Работа контактной пары происходит при постоянном присутствии масляной пленки.

2. Толщина пленки соизмерима с зазором в системе.

3. В противовес обычной контактной задаче, радиальная сила будет уравновешиваться не локальными "очагами" давления в месте контакта, а достаточно развитыми областями повышенного давления, возникающими в месте контакта поршня и масляной пленки.

4. Масло в зазоре течет, в вашем случае - трехмерным потоком, под воздействием сил трения о цилиндр и поршень, давления под поршнем и давления над поршнем, а также давления радиальной силы.

5. Выступы на поршне окончательно запутывают дело, поскольку масло в клине будет дополнительно компенсировать радиальную нагрузку.

6. Я не спец по ДВС, но кажется, что при движении вниз поршень будет "собирать" масло, а при движении вверх - "размазывать" кольцами. п.п. 1-5 относятся прежде всего к случаю движения вниз. Это конечно половина задачи, но ведь ваш вопрос относится прежде всего к этой части?

в CFD я не спец.

если я ошибаюсь, народ меня поправит.

для обсуждения понадобится номинальная величина зазора и характерная толщина масляной пленки при рабочей температуре.

а ваш предыдущий расчет "сухого" контакта нам позволит оценить зону влияния масляной пленки.

Изменено пользователем ivan_mlpe
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подобные задачи решаются на связке ABAQUS-FlowVision и не являются чем-то сакральным.

Здесь можно найти описание решенной задачи задачи с маслосъемным колпачком - <noindex>http://www.tesis.com.ru/software/flowvision/fv_exp.php#multi</noindex>

Есть и примеры решения задачи с подшипниками.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




  • Сообщения

    • ruslod
      Когда-нибудь будет, но пора писать свой софт
    • ДОБРЯК
      Вы опять забыли написать слово гидростатическое. :=)
    • BadSanta
      Комрады, новая проблемка) Токарный пост для вертикального (карусельного) станка генерит черновой цикл с обратным припуском..  G0 G54 X297.628 Z1.932 M8 G71 U3. R.2 G71 P10 Q15 U-2. W.1 F.2   Для горизонтального токарного такой проблемы нет, все правильно генерит. В чем может быть ошибка?
    • Fedor
      Давление оно и в Африке инвариант вектора. Подобно главным напряжениям инвариантам тензора напряжений. Или собственным числам линейного оператора или матрицы. Нечто не зависящее от системы координат. Но боюсь этого вам никогда не понять в прочности и динамике  :) 
    • ДОБРЯК
      Вы постоянно говорите про гидростатическое давление. Как мантру пишите одно и тоже в разделе Динамика и прочность.  Только слово гидростатическое забываете написать. Крутите свою шарманку во время весеннего или осеннего обострения. А я в разделе Динамика и прочность говорю о поверхностной нагрузке, говорю о силе на единицу площади, которая также называется давлением. Но ничего страшного, пройдет неделя и вы успокоитесь, правда только осени.
    • Fedor
      Бывает направленный отрезок, а бывает его длина. Единичный направленный отрезок задает направление, а длина его величину. Так и давление аналог длины, а направление задает площадка через нормальный вектор вместе они порождают силу давления. Вроде все очевидно, а Добряк не может смекнуть уж пару десятилений. Но пора вернуться к взаимодействию атмосферного давления и грунта... :) Когда Борман закапывает газовую трубу в землю, то надо учитывать атмосферное давление на грунт или нет ?  Вот в чем вопрос , вот в чем загвоздка даже можно сказать :)
    • gudstartup
      Логично это когда ОС не замешана среди файлов системного ПО ЧПУ а имеет свой установочный раздел полноценную систему команд bash а не какую то смесь дос'а и линукса систему безопасности selinux позволяющую контролировать целостность разделов и системных файлов собственный графический интерфейс, средства логирования и мониторинга состояния системы и наконец файловую систему extfs которая на порядок надежнее старой доброй FAT  и это точно не Heros 4 HEROS5 это продукт для настоящего времени жалко что нет его дистрибутива для инсталляции...
    • Fedor
      "мерой воздействия на данное тело со стороны других тел или внешнего поля"  давление это параметр среды, а не мера взаимодействия тел. :)  Так учит термодинамика, а она основа всей физики  :)
    • arctog
      Оно бы обработало их все, будь небольшой припуск материала.
    • ДОБРЯК
      Это и доказывать не нужно. Открываете учебник и читаете. Сила это векторная величина. А сила это нагрузка.  Это вы умножая скалярное давление на скаляр (площадь) получаете скалярную) силу, и эту глупость доказываете уже пятнадцать лет. Я вам ничего не доказываю, я смеюсь над вашими знаниями. Обсуждали уже этот вопрос. Почему Федор про Паскаля говорит? Забыли уже...:=) Гидростатическое давление направлено во все стороны. Мы это обсуждали уже много раз, но вы это забываете.:=)    
×
×
  • Создать...