Перейти к публикации

Может ли контактый износ для мягкой стали продолжаться как угодно долго?


Рекомендованные сообщения

Досточтимые, уважаемые участники форума!

Особенно механической ориентации.

Вопрос про передачи из мягкой стали (например сталь3 или подобная, но вообще интересует именно A36)

имеются большие зубья с низким уровнем изгибных напряжений. Ну - типа 50-100 МПа.

А контактные напряжения в свою очередь рассчитанные по формальной твердости - близки к пределу. То есть очень большие

На опыте мог убедиться что передачи такого рода довольно быстро изнашиваются. Но поскольку тест был ограничен по времени - остался вопрос, что будет дальше?

Стандартная кривая износа имеет три участка - приработка, работа, прогрессирующая ветвь.

А вследствие чего собственно эта самая последняя ветвь? Что потом?

По моему варианта два

1) Износ будет продолжаться как угодно долго - пока зуб не уменьшится и не будет достигнут предел по усталости в корне зуба (то есть все таки изгибная прочность)

2) Износится пара мм и далее под поверхностью металл будет сильно упрочнен. Потому что контакт в частности тоже предполагает поперечные растягивающие напряжения. После упрочнения металла зуб начнет трескаться по всей поверхности. И от изгиба и вообще. Поверхность защербиться и зуб отколется.

Какой вариант более реалистичный?

передача - открытая, не в масле. Учебники хором говорят что контактная прочность не важна (то есть питтинг) а только износ - все что будет происходить.

Изменено пользователем etcartman
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Я бы предложил третий вариант:

Абразивный износ, повышение скольжения. Пятно контакта будет уменьшаться - напряжения увеличиваться, в результате катастрофический износ.

 

Расчёты зубчатых колёс предполагают какие-то определённые свойства материала. Если пытаться рассчитать какие-то предельные случаи, то есть риск получить некорректные результаты. Кроме питтинга, есть ещё износ порождаемый заеданием, это может быть горзда более существенно

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут речь не о коробке передач а об открытой тихоходной передаче вообще. Я не понимаю как тут от износа ее может заклинить - скорее наоборот поверхности приработаются и работа станет плавнее со сременем.
Передачи такая штука вообще, в которых 100 лет нет почти ничего нового. Я даже думаю, задай я вопрос лет 50 назад - мне бы сразу ответили в деталях, что произойдет. Есть сложности чисто теоретического характера с объяснением явлений наблюдаемых на практике. Например передача Новикова с точечным контактом - в теории работать не должна вообще, а на практике работает в полтора раза дольше. Потому что есть некоторые условные расчеты применительно к стандартным эвольвентным передачам, а не общая теория.
Вот нагуглил кое что по данной теме нового и старого.
в последнем справочнике пишет что открытые - рассчитывать только на изгиб зубьев. Единственное что я могу сделать от себя - попробовать посчитать износ (в стадии нормальной работы) и посмотреть во первых насколько он велик вообще, а вот есть ли некоторый предел износа например - сказать сложнее.
Если будет в течении всего срока выполняться условие при котором скорость срезания слоев выше их деградации (в точке максимальных растягивающих напряжений) - то вроде бы работать все это должно вплоть до предела по усталостной прочности на изгиб (который при небольших номинальных напряжениях наступит по идее не скоро)

Изменено пользователем etcartman
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Например передача Новикова с точечным контактом - в теории работать не должна вообще,

почему это не должна? Ещё как должна.

 

Я не понимаю как тут от износа ее может заклинить

я не про заклинивание, а про скольжение. Про тихоходность речи не было. Как и вообще о конкретных условиях.

Можно только предполагать, что будет. Никто не даст 100%-ного ответа и не будет слушать 100%-ных ответов.

Определённо можно только повторить: при экстремальных условиях любой расчёт нельзя считать корректным (названые материал я считаю таким условием). Только эксперимент.

в последнем справочнике пишет что открытые - рассчитывать только на изгиб зубьев

Нельзя эту фразу применять к любой твёрдости. Открытая передача должна всё равно иметь какую-то минимальную твёрдость, чтобы износ не был катастрофическим. Нельзя делать из этой фразы вывод, что контактная прочность не имеет значения.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

для примера приведу очень старые системы, которые имею в виду

1

2

3

тут показана рейка с износом уже. Такие вещи сейчас еще широко применяются в горных странах вроде Швейцарии, потому что делать тоннели и срывать холмы возможно не всегда, а дороги нужны.

То есть в принципе - я не спрашиваю о чем то новом, скорее всего такие передачи были изучены досконально еще в 19м веке. Когда собственно обыкновенные стали в основном и использовались. Наверняка опыт эксплуатации приличный, поэтому делать какие то новые опыты специально для выяснения данного факта смысла нет.

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
я не спрашиваю о чем то новом

В данном случае именно об этом вы и спрашиваете :)

Решения-то у вас нет, и методики тоже :)

 

 

 

Наверняка опыт эксплуатации приличный

я не знаю, что вы пректируете и не могу ответить, есть ли у кого подобный опыт.

Могу сказать что у этой паровозной рейки  скорее всего несколько единицы циклов нагружения в день - это уже может быть принципиальным отличем от редуктора, который крутиться целый день. Например.

 

Конкретно, могу сказать что расчётах ISO и DIN  коэффициенты не учитывают автоматных сталей. И для тихоходных передач в непонятных условиях смазки учёт износа просто так не посчитать. Ради этого и выдуман метод А. Гост, к сожалению, отстал в этом плане.

Изменено пользователем tmpr
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу сказать что у этой паровозной рейки  скорее всего несколько единицы циклов нагружения в день - это уже может быть принципиальным отличем от редуктора, который крутиться целый день. Например.

 

Конкретно, могу сказать что расчётах ISO и DIN  коэффициенты не учитывают автоматных сталей. И для тихоходных передач в непонятных условиях смазки учёт износа просто так не посчитать. Ради этого и выдуман метод А. Гост, к сожалению, отстал в этом плане.

 

Я разницу между редуктором и паравозной рейкой вполне понимаю. Вот паравозная рейка - ближайший аналог того что нужно. Большая нагрузка при маленьких изгибных напряжениях, небольшая скорость, количество циклов за период эксплуатации - сопоставимое.

 

 

Не могли бы вы дать ссылку на документ ISO по расчету износа? На тот самый метод А?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ISO 6336

Метод А - это расчёты (все, не только износ) на основе экспериментальных данных в известных условиях.

Обычный метод - это метод В (он же в госте) - расчёт на основе эмпирических зависимостей

Износ и в госте есть, но опять же - это применительно к ограниченому набору "шестерённых" материалов. Для других надо применять какие-то поправки (в простейшем случае запас увеличивать).

Хотя, я так понимаю, случай не особо ответственный, раз уж такая экономия на материале.

Если пользуетесь киссофтом - там есть расчёты износа по разным стандартам, даже вроде нестандартные есть.

В AGMA 925 есть отличные от исо и госта расчёты износа - может они что-то добавят.

 

Но опять повторю свою мысль: если вероятен катастрофический износ (а я считаю что у автоматной стали он будет более вероятен), то стандартные расчёты могут не дать результат.

 

 

P.S. посмотрите ISO 6336-5, это справочник по материалам и допустимым напряжениям. Там есть нормализованные стали HB<200. Может они сгодятся как аналог.

 

P.P.S. Вот, кстати, нашёл у себя такую бумагу:

Microstructure and Fatigue Resistance of Carburized Steels.pdf

Обратите внимание как сера и фосфор влияют на допустимые напряжения. (графики на стр.3)

Изменено пользователем tmpr
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




×
×
  • Создать...