KsunReh

Формы для ПЭТ бутылок и т.п.

Pinned posts

ID: 1   Posted (edited)

Пришлось тут заняться не совсем профильным делом - сваять пару форм для раздува бутылок из ПЭТ преформ. На форуме нет свежих тем, посвященных данному вопросу - по этому спрошу здесь, раздел вроде подходит.

К тем, кто занимался этим делом есть несколько вопросов (старые темы на форуме предварительно изучил): 

 

1) Я правильно понимаю, что вес преформы (вместе с типом горла, объемом и дизайном) должен обязательно быть в тех. задании на бутылку и раздувную форму для нее. Иначе как с высокой точностью определить объем? Если веса преформы нет - есть какие либо приблизительные соотношения, таблицы от чего отталкиваться?

2) Слышал, что процесс раздува позволяет в довольно широком диапазоне влиять на качество бутылки, в том числе и на ее объем (в разумных пределах конечно) Исходя из этого имеет ли смысл закладывать усадку при проектировании формы? Если нужно, то какую кто закладывает? Насколько понимаю там разброс от 0,4 до 1%

3) Если в ФОД закладывается усадка, то имеет ли смысл подгонять геометрию, чтобы убрать ступеньку между увеличенным диаметром участка под буртиком на ФОД и этим же диаметром стальной вставки под горловину? Чтобы было понятнее про какое место говорю приложил картинку внизу поста. Например в стандарте на PCO-1810 там диаметр 26,19. При увеличении пусть на 1% там будет ступенька в 0,13 мм. Или это не важно и ступенька в доли мм в этом месте ни на что не влияет при раздуве?

4) Диаметр преформы в этом месте (под упорным буртом) стандартизирован (точнее соблюдается ли он РЕАЛЬНО) или нет и надо смотреть конкретные цифры на конкретных преформах конкретного производителя?

5) Как принято крепить стальные вставки под горловину преформы? Посадка с натягом, винты, сварка?

6) Как принято крепить вставки под донышки если они неподвижны? Винтами к одной из полуформ? 

7) По каналам охлаждения - для алюминиевых деталей ФОД сколько можно оставлять до края стенки? Насколько понимаю, давление на смыкание и при раздуве там значительно меньше, чем на литьевых формах? 6-8 мм на практике хватает? И вообще какие "устои" при проектировании охлаждения для таких форм: располагать каналы как можно чаше или это не так важно. 

8) По выпарам по линии разъема полуформ. Глубины 0,05 мм достаточно или надо делать больше?

 

Большое спасибо тем, кто ответит на вопросы или ткнет на внятную литературу/методичку.  

 

 

slide01.jpg

Edited by KsunReh

Share this post


Link to post
Share on other sites


UnPinned posts

ID: 2   Posted (edited)

@KsunReh , тема то большая и вопросы вы задаёте без однозначного ответа. По мере возможности я постараюсь вам ответить, но вы должны понимать, что точности для ПЭТ-бутылок не так важны, как у прессформ для литья пластмассы под давлением. Я бы определяющим тут указал систему охлаждения и её эффективность. Довелось мне видеть эти прессформы из нержавейки ещё в 90-е годы, но последние 20 лет всё алюминька идёт, ибо время циклов считают.

1) По хорошему всё должно быть, как вы указали и с постоянными клиентами так и будет, но... бывают заказчики, которые в этом совершенно не понимают, поэтому вам и преформу надо подобрать, и бутылку им спроектировать. Таблиц я не видел, исключительно по практическому опыту всё это делается. Опять же желание сэкономить на преформах очень сильное и как правило останавливает только одно - деформация дна ножек и потеря устойчивости самой бутылки на конвейере. Будьте внимательны с газированными напитками, к ним нужно ещё большее внимание.

2) Для ПЭТ-бутылок под минералку усадку можно не закладывать, а вот для хитрых флаконов под шампуни и т.п. обязательно, там есть специальные зоны вспенивания и т.д. Для этого вам надо говорить с теми, кто будет продукцию выпускать. В данном случае, коммуникация - залог успеха.

3) Ступенька при раздуве не влияет, а вот на "поцарапать" влияет (когда вкладывают преформу в гнездо) и применимость перехода зависит от клиента и сроков. :)

4) Конечно надо смотреть конкретный стандарт. И часто используемые PCO и BPF (а к первому уходят плавно, не смотря на большее распространие второго изначально в постСССР, как раз из меньшей цены преформы) похоже могут быть, но ведь есть ещё и Bericap, и "38", и Oil. Если у вас один стандарт и вы по нему работаете, то это упрощает конечно. Но повторюсь, точности тут не нужны особые, вам не надо вставлять с натягом преформу в прессформу. Шток и так до дна растянет её (опять же зависит от "машины"). Но лично я использовал сменные вставки в дно, куда ударяется шток. Это прямо середина дна и там всегда есть бобышка диаметром 10 мм (у вас на фото она тоже есть, а вот сменной вставки не вижу, мы и вовсе из бронзы выполняли эту деталь), а при длительной работе это место заминается. И там же углубление надо делать под хвостик от литника преформы, но шире, шток не всегда точно отрабатывает.

На преформах этот диаметр соблюдается очень точно, вам же посадку с зазором необходимо обеспечить.

5) У нас принято было на один штифт и два винта, при этом слесарь крепил их в сборе всей прессформы.

6) Как правило гнёзд несколько, поэтому варианты неподвижных донышек выполнялись из плиты, а не токарным вариантом, соответственно два штифта и винты к одной из полуформ, но и токарные не вижу проблем крепить тем же способом. Поскольку везде алюминька, поэтому чисто на резьбе крепить плохо, поскольку она разбивается. Для вип-клиентов на клей закладывали резьбовые вставки типа HeliCoil, чтобы резьба работала долго, а так же в нужных местах аммортизирующую резину, но это дорогие исполнения и для богатой Европы.

7) 4,5 мм - это СТП, но если глубокие отверстия, то сверло может уходить, поэтому плавно уходит до 4 мм и чуть меньше. Меньше 3 мм не советую, всё же микротрещины в материале могут быть. А вот советую не сверлить перекрётные каналы осью в ось, делайте смещения одного канала по отношению к другому, например, на пару мм. Это создаёт лишние завихрения в потоке охлаждающей жидкости и лучшее перемешивание слоёв.

8) Достаточно 0,03 мм, только надо, чтобы при эксплуатации обновляли каналы. И тут уж зависит от клиента, но иногда и по 0,05 мм делали, чтобы дольше жила.

 

П.С. по литературе особо не подскажу, да и при опыте по прессформам вряд ли она вам нужна (всех вопросов в одном месте не встретите, больше общайтесь со смежниками).

Edited by Ljo

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Ljo , спасибо большое за ответы!

 

Кое-что становится понятнее. Про клиента и сроки Вы правы - мои вопросы не от лени (понятно, что можно вручную подогнать геометрию увеличенного гнезда под существующую уже вставку под горловину ), а потому, что есть определенное соотношение сроки/объем работ/оплата.

 

По вопросам:

 

6) На донышках (не важно индивидуальные они или плитой) выполняются на нижней плоскости какие-либо заходные фаски, запорная поверхность, чтобы вторая плита при закрытии эту нижнюю поверхность не задирала? Или вследствие отсутствия сильного давления в процессе раздува на второй плите можно просто размер выборки сделать с запасом и все?

 

Насколько я понял, подвижные или неподвижные будут донышки определяется возможностью легкого извлечения бутылки (мы сейчас про работу на станках-полуавтоматах говорим).

 

7) А насколько разветвленная сеть каналов Вам встречалась на формах: лишь-бы полегче делать (пару каналов на гнездо и один на донышки) или реально надо более серьезные вещи городить?

 

8) На картинке еще видны отверстия в донышке. Предполагаю, что это тоже выпара. Насколько понимаю, их есть смысл делать только в карманах, как например оребрение на донышках бутылок. Какой размер отверстий там делают, что-то типа 0,3 мм?    

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, KsunReh сказал:

@Ljo , спасибо большое за ответы!

 

Кое-что становится понятнее. Про клиента и сроки Вы правы - мои вопросы не от лени (понятно, что можно вручную подогнать геометрию увеличенного гнезда под существующую уже вставку под горловину ), а потому, что есть определенное соотношение сроки/объем работ/оплата.

 

По вопросам:

 

6) На донышках (не важно индивидуальные они или плитой) выполняются на нижней плоскости какие-либо заходные фаски, запорная поверхность, чтобы вторая плита при закрытии эту нижнюю поверхность не задирала? Или вследствие отсутствия сильного давления в процессе раздува на второй плите можно просто размер выборки сделать с запасом и все?

 

Насколько я понял, подвижные или неподвижные будут донышки определяется возможностью легкого извлечения бутылки (мы сейчас про работу на станках-полуавтоматах говорим).

 

7) А насколько разветвленная сеть каналов Вам встречалась на формах: лишь-бы полегче делать (пару каналов на гнездо и один на донышки) или реально надо более серьезные вещи городить?

 

8) На картинке еще видны отверстия в донышке. Предполагаю, что это тоже выпара. Насколько понимаю, их есть смысл делать только в карманах, как например оребрение на донышках бутылок. Какой размер отверстий там делают, что-то типа 0,3 мм?    

6) Посмотрите внимательнее на фото, у верха дна есть конус и пару мм прямой поверхности. Этот конус и есть заходная поверхность. Иногда делают по бокам цилиндра лыски, чтобы сам цилиндр не закусывало в месте линии разъёма. Но последнее не приветствуется, если донышко полностью токарное.

Вы совершенно правы, всё определяется возможностью извлечения бутылки. 

7) Тут ведь от клиента зависит. Встречались и проектировались с лабиринтным охлаждением и в полуматрицах, и в донышке. Проще сделать шесть отверстий вдоль оси бутылки и их закольцевать на каждое гнездо.

Ещё бывают нюансы изготовления не из одного блока целой полуматрицы, а из набора. Но тогда с уплотнением проблема и т.п. Это надо систему у производителя ставить. Поэтому я не приветствую работу по ремонту чужих прессформ.

8) Вам надо понять в каких местах преформа покроет внешним слоем поверхность, там и ставить каналы отвода воздуха. Диаметр до 1 мм в донышках под каналы. 0,3 мм слишком мелко. Старайтесь не менее 0,8 мм, иначе появляется неприятный свист, что приведёт к испорченным отношениям с эксплуатационщиками, но есть всегда возможность досверлить по месту.

 

П.С. предусмотрите в полуматрице вырезы под отвёртки, чтобы прессформы можно разобрать вручную без установки на полуавтомат.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ID: 5   Posted (edited)

Подскажите пожалуйста, с какой целью в обычных "бутылочных" формах на полуавтоматы основная плита, содержащая формообразующую поверхность гнезда (или гнезд, если на все гнезда одна общая плита) бывает изготовлена из 3-х брусков-частей: верхняя часть бутылки, средняя и часть у донышка? В чем смысл такого усложнения? Это как-то связано с охлаждением или же с механической обработкой?    

Edited by KsunReh

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 8/4/2018 в 21:58, KsunReh сказал:

Подскажите пожалуйста, с какой целью в обычных "бутылочных" формах на полуавтоматы основная плита, содержащая формообразующую поверхность гнезда (или гнезд, если на все гнезда одна общая плита) бывает изготовлена из 3-х брусков-частей: верхняя часть бутылки, средняя и часть у донышка? В чем смысл такого усложнения? Это как-то связано с охлаждением или же с механической обработкой?    

Это универсальность для закупки и обработки заготовок до заказа, чтобы при реальном заказе экономить время изготовления. Охлаждение это как правило ухудшает, да прибавляет необходимость герметизировать, но ради уменьшения сроков на это идут. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

ID: 7   Posted (edited)

В 04.08.2018 в 21:58, KsunReh сказал:

из 3-х брусков-частей: верхняя часть бутылки, средняя и часть у донышка?

Ну дык... Дизайнерам так удобно. Чтобы можно было комбинировать при надобности. По 2 варианта "трети" - уже 8 вариантов бутылок.

Edited by Bully

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Bully сказал:

Ну дык... Дизайнерам так удобно. Чтобы можно было комбинировать при надобности. По 2 варианта "трети" - уже 8 вариантов бутылок.

Из тех форм, включая конкурентов, которые я видел, никто не менял ради дизайна, тем более на производстве, где выдувают бутылки, никто не заинтересован переставлять и герметизировать составляющие (конечно могу ошибаться в конкретном случае, но сменные логотипы оформляли вставками с возможностью выкрутить тут и сейчас). Хотя идея хорошая, но тогда надо охлаждение через стыки не проводить. Но сборные это из разряда польско-литовских прессформ, швейцарцы же строго монолит изготавливают, да ещё и с покрытием выдают. Тут уж у кого какая ниша.

Share this post


Link to post
Share on other sites
42 минуты назад, Ljo сказал:

Хотя идея хорошая, но тогда надо охлаждение через стыки не проводить.

Я думал и нет там на стыках охлаждения. Сам видел выдув только один раз мельком, так что если не в этом причина, прошу прощения и послежу за ответами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

К опытным коллегам возник следующий вопрос. Часто встречаются бутылки (обычно "квадратного" сечения, но бывают и другого) у которых довольно большой участок стенки выглядит абсолютно прямым как плоскость. Под действием усадки и коробления, недостаточной конструктивной жесткости прямые стенки могут впадать на готовой бутылке, а (при соответствующем объеме) после налива жидкости наоборот распираться.

 

Есть вариант делать стенки слегка выпуклыми с большим радиусом кривизны, чтобы после деформации они казались прямыми.

 

Соответственно вопрос - как на практике поступают при необходимости получения бутылок с явными прямыми стенками? Делают гнезда ФОД в соответствии с геометрией бутылки а затем режимами и подбором веса преформы добиваются результатов? Или же закладывают выпуклую стенку (здесь встает вопрос как это все точно рассчитать, чтобы результат был ровно в "0")? 

 

Повторюсь, вопрос не про то, как увеличить жесткость бутылки, правильно ее сконструировать и т.д. и т.п., а строго про то, как правильнее делать при конструировании ФОД на заданную плоскую стенку.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Представительство китайского завода предлагает изготовление пресс-форм для литья под давлением цветных металлов и пластмасс.
Срок изготовление – 35 дней.
Для предварительного расчета стоимости необходимо предоставить чертежи или фото образца изделия.
Pacчет производится бесплатно.
По всем вопросам пишите may021117@gmail.com

Share this post


Link to post
Share on other sites

ID: 12   Posted (edited)

К вопросу о прямых стенках: предположим в случае как у синего флакончика на картинке, стенка получится довольно толстая и смысл что-то корректировать... но если это бутылка хотя бы на пол литра как на втором изображении?  

 

 

HTB1oGnWc2Qs8KJjSZFEq6A9RpXaK.jpg

3497B01-B-WB__74825.1537454250.jpg

Edited by KsunReh

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 11/1/2018 в 01:16, KsunReh сказал:

К опытным коллегам возник следующий вопрос. Часто встречаются бутылки (обычно "квадратного" сечения, но бывают и другого) у которых довольно большой участок стенки выглядит абсолютно прямым как плоскость. Под действием усадки и коробления, недостаточной конструктивной жесткости прямые стенки могут впадать на готовой бутылке, а (при соответствующем объеме) после налива жидкости наоборот распираться.

Достигается подбором достаточно большой толщины преформы. На деформацию поправок не наблюдал.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приветствую коллег!

 

Кто может поделится (можно в личку) чертежами горловин для бутылок следующих типов. Имеются ввиду максимально подробные чертежи по которым можно построить резьбу со всеми моментами, а не картинки с тремя размерами.

 

1) Bericap 38 трехзаходная (GME 30.25 - вроде бы она же) В свободном доступе не нашел, на сайте ассоциации Сetie при условии подписки за много денег ее можно посмотреть... Но резьба вроде очень ходовая под молочные продукты и по-любому где-то должна быть :smile:

2) SP-425 (та что 2 полных оборота, но стандартной высоты горла, такой же как SP-410) На офф. сайте ISBT где в свободном доступе есть другие резьбы, в том числе и серии SP, ее нет...

 

Откликнувшимся спасибо! 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 12/11/2018 в 00:32, KsunReh сказал:

Приветствую коллег!

 

Кто может поделится (можно в личку) чертежами горловин для бутылок следующих типов. Имеются ввиду максимально подробные чертежи по которым можно построить резьбу со всеми моментами, а не картинки с тремя размерами.

 

1) Bericap 38 трехзаходная (GME 30.25 - вроде бы она же) В свободном доступе не нашел, на сайте ассоциации Сetie при условии подписки за много денег ее можно посмотреть... Но резьба вроде очень ходовая под молочные продукты и по-любому где-то должна быть :smile:

2) SP-425 (та что 2 полных оборота, но стандартной высоты горла, такой же как SP-410) На офф. сайте ISBT где в свободном доступе есть другие резьбы, в том числе и серии SP, ее нет...

 

Откликнувшимся спасибо! 

 

Если не попробовал ещё, то обязательно запроси их письмом на английском, только надо:

1) Представиться солидно.

2) Упомянуть, что при отсутствии информации заказчик будет использовать решения от конкурентов. 

 

Увы, у меня таких нет при полной информации. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

@KsunReh Доброго времени суток!

Уважаемые друзья, дайте мне пожалуйста ссылку на видео проектирования прессформы для ПЭТ бутылок в SolidWorks. Весь ютуб пересмотрел, нигде не нашел ничего даже близкого?

Share this post


Link to post
Share on other sites
27 минут назад, Petya сказал:

нигде не нашел ничего даже близкого?

Кому задаётся этот вопрос?

 

27 минут назад, Petya сказал:

дайте мне пожалуйста ссылку на видео проектирования прессформы для ПЭТ бутылок в SolidWorks

Т.е. нет ни тени сомнения ни в том, это эта ссылка известна каждому, ни в том, что подобное видео вообще существует. Полная уверенность, что оно есть и всем известно. Такая святая вера в интернет.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 11.06.2019 в 15:02, Ветерок сказал:

Кому задаётся этот вопрос?

 

Т.е. нет ни тени сомнения ни в том, это эта ссылка известна каждому, ни в том, что подобное видео вообще существует. Полная уверенность, что оно есть и всем известно. Такая святая вера в интернет.

:biggrin: Это крик души в надежде на добрых людей, коих оказывается есть!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это ещё далеко не прессформа... 

1) Резьба на преформе так не оформляется.

2) Нет каналов охлаждения.

3) Донышко обычно имеет цилиндрический выступ и заходную фаску на нём.

4) Отсутствуют выпоры, такое можно позволить на не очень точной прессформе.

5) Отсутствуют задние плиты для универсальности применения на разных машинах под разное крепление.

6) Отсутствуют токарные и т.п. универсальные детали для поточного производства, виды их крепления и т.д.

...

Но для "поиграться в Солиде" сойдёт.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 11.06.2019 в 15:08, SHARit сказал:

 

 

Огромное спасибо друг, очень помогло, не знал с чего начать.

3 минуты назад, Ljo сказал:

Это ещё далеко не прессформа... 

1) Резьба на преформе так не оформляется.

2) Нет каналов охлаждения.

3) Донышко обычно имеет цилиндрический выступ и заходную фаску на нём.

4) Отсутствуют выпоры, такое можно позволить на не очень точной прессформе.

5) Отсутствуют задние плиты для универсальности применения на разных машинах под разное крепление.

6) Отсутствуют токарные и т.п. универсальные детали для поточного производства, виды их крепления и т.д.

...

Но для "поиграться в Солиде" сойдёт.

В книге Шерышева не описываются вышеуказанные пункты, не в курсе?

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минуты назад, Petya сказал:

Огромное спасибо друг, очень помогло, не знал с чего начать.

В книге Шерышева не описываются вышеуказанные пункты, не в курсе?

Я эту книгу не читал, мне нет необходимости в этом, зато у меня есть опыт в проектировании. Посмотрите на фотографию в первом сообщении, там эти пункты просматриваются. В остальном надо идти на производство. Ничего суперсложного там нет, но несколько вариантов реальных примеров надо разбирать самому, консультироваться у старших товарищей, а одного алгоритма на все случаи нет. 

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.