Jump to content

Сопряжения в редукторе


Recommended Posts

vsmetal

Приветствую всех. В рамках изучения TF решил сделать модель волнового редуктора с промежуточными телами качения. Общий смысл его работы: имеется внешний корпус с внутренней стенкой специального профиля со впадинами. В него соосно вставляется эксцентрик-волногенератор. Между внутренним профилем корпуса и эксцентриком также соосно вращается обойма-сепаратор с выходным валом. В сепаратор вставляются ролики (шарики), числом на единицу больше впадин в профиле корпуса. Их количество (роликов) определяет передаточный коэффициент редуктора. При вращении входного вала эксцентрик последовательно загоняет ролики в пазы корпуса, те тянут за собой обойму сепаратора с выходным валом. По итогу тела качения (ролики/шарики) вращаются вокруг общей оси со скоростью выходного вала и при этом совершают радиальные перемещения в соответствии с профилем в корпусе редуктора.

 

Создал сборку с фрагментами "корпус", "эксцентрик" (с подшипником), "сепаратор" и "ролик". Первые три элемента имеют сопряжения "соосность" (для вращения) и "совпадения" (для фиксации в едином пакете). Эксцентрик и сепаратор связаны между собой сопряжением "колеса", с передаточным числом i. На уровне сборки создан 3d-путь по формуле, повторяющий внутренний профиль в корпусе - "путь_1". Со сдвигом внутрь на радиус ролика создал "путь_2" - траекторию движения роликов при вращении. В первичной прорези сепаратора создал короткий отрезок пути, который будет фиксировать радиальное движение ролика (вынес его на уровень сборки). У ролика есть узел на оси вращения и одной из плоских граней - для привязки его к путям перемещения.

 

Архивчик с моделями прилагаю. Первоначально в сборке еще был коннектор, через которые фрагментам передавались значения для параметризации, но в процессе бития головой об стену они потерлись, сейчас собрано все на сопряжениях. Проблема в следующем: не могу привязать узел ролика сопряжением "совпадение" к пути, по которому он должен огибать профиль корпуса ("путь_2"). Сопряжение вроде создается, но ролик к нему не перемещается. При запуске команды "Перемещение" он реагирует только на привязку к пути из фрагмента "сепаратор", определяющему его радиальное движение. Причем один раз у меня получилось привязать его полностью, всё работало, но потом попытался таким образом вставить второй ролик, связь не образовалась, начал экспериментировать, удалил оба, после этого привязать не удавалось ни один. Классическая ситуация - ЧЯДНТ.

 

Попутно вопрос: правильно ли я понимаю, что сопряжения с параметризацией не очень дружат? В смысле, что при изменении количества тел качения придется вручную менять их сопряжения? И с учетом того, как агитируют в TF за использование ЛСК: возможно ли подобные связи реализовать с их помощью? Понятно, что при реально разработке подобного механизма нужды в полной анимации его работы с сохранением при этом параметризации не возникнет скорее всего. Но тут во-первых идет процесс освоения (тяжкий после Солида), а во-вторых хочется посмотреть - реально ли он готов в реале просчитывать такую кучу сопряжений? Неплохо зная солид, примерно представляю себе, что скорее всего на пятом где-то ролике он начнет клинить, а на десятом - окончательно встанет колом на моем компе. Да и построить там подобный параметрический профиль - тот еще секс.

 

Наверное, анимацию можно через модуль "Динамика" организовать, но тут, пофторюсь, больше спортивный интерес и изучение матчасти.

Да, при изучении сопряжений столкнулся с кучей ограничений. К примеру, цилиндрическую поверхность ролика так и не смог касанием прислонить ни к подшипнику эксцентрика, ни у внутреннему профилю корпуса.

Возможно, я вообще фигней занимаюсь, и вопрос решается совсем по другому и гораздо проще?

 

image.png

ВПТК1.zip

Link to post
Share on other sites


UnPinned posts
BSV1
21.01.2025 в 16:10, vsmetal сказал:

Возможно ... вопрос решается совсем по другому и гораздо проще?

Если анимация нужна чисто для посмотреть, то наверное проще сделать через переменные и не связываться с сопряжениями.

 

VR_2.gif

 

На мой взгляд, сопряжения следует применять только в тех случаях, когда невозможно обойтись ЛСК.

 

Вот тут Сборка на основе ЛСК в T-FLEX CAD из импортированной геометрии - смотреть видео онлайн от «SAPRonOFF» в хорошем качестве, опубликованное 30 августа 2024 года в 23:35:59. (rutube.ru) есть пример, как комбинировать сопряжения и ЛСК.

  • Нравится 1
Link to post
Share on other sites
vsmetal
22.01.2025 в 17:49, BSV1 сказал:

Если анимация нужна чисто для посмотреть, то наверное проще сделать через переменные и не связываться с сопряжениями.

Это я правильно понимаю, что шарики надо будет вставить через параметрический массив, где в формулах расчета позиции будет задана переменная, определяющая угловой (фазовый) сдвиг, а потом сделать анимацию на основе этой переменной так, чтобы для каждого кадра пересчитывалось положение элементов массива?

 

22.01.2025 в 17:49, BSV1 сказал:

На мой взгляд, сопряжения следует применять только в тех случаях, когда невозможно обойтись ЛСК.

 

Вот тут Сборка на основе ЛСК в T-FLEX CAD из импортированной геометрии - смотреть видео онлайн от «SAPRonOFF» в хорошем качестве, опубликованное 30 августа 2024 года в 23:35:59. (rutube.ru) есть пример, как комбинировать сопряжения и ЛСК.

Да, этот ролик (как и почти все остальные от SAPRonOFF) смотрел. И как раз там для контакта винта и конца штока используется сопряжение. Жаль, конечно, что действительно нельзя всё это реализовать исключительно через ЛСК. 

Link to post
Share on other sites
BSV1
1 час назад, vsmetal сказал:

Это я правильно понимаю, что шарики надо будет вставить через параметрический массив, где в формулах расчета позиции будет задана переменная, определяющая угловой (фазовый) сдвиг, а потом сделать анимацию на основе этой переменной так, чтобы для каждого кадра пересчитывалось положение элементов массива?

Правильно.

  • Нравится 1
Link to post
Share on other sites
Богоманшин Игорь
21.01.2025 в 16:10, vsmetal сказал:

В рамках изучения TF решил сделать модель волнового редуктора с промежуточными телами качения.

Если в рамках изучения, можете статью почитать. Там, правда, про ЛСК и сопряжения не особо тема раскрыта, но зато про волновой редуктор с телами качения и на его примере основа параметризации неплохо раскрыта и доступным языком. На примере ТФ11 еще, если не ошибаюсь.

Во вложении статья в ПДФ.

avtomatizirovannoe-proektirovanie-volnovykh-reduktorov-s-telami-kacheniya.pdf

  • Нравится 2
Link to post
Share on other sites
vsmetal
24.01.2025 в 19:15, Богоманшин Игорь сказал:

Если в рамках изучения, можете статью почитать. Там, правда, про ЛСК и сопряжения не особо тема раскрыта, но зато про волновой редуктор с телами качения и на его примере основа параметризации неплохо раскрыта и доступным языком. На примере ТФ11 еще, если не ошибаюсь.

Во вложении статья в ПДФ.

avtomatizirovannoe-proektirovanie-volnovykh-reduktorov-s-telami-kacheniya.pdf 2 \u041c\u0431 · 9 скачиваний

Статью почитал, спасибо большое, ряд вещей для себя почерпнул. Странно вместе с тем, что такие серьезные дядьки не заморочились с построением профиля по формулам, предпочтя значительно более простой путь приближения через дуги. Как раз для визуализации/анимации оно сойдет, но вот отдать такое в работу на резку будет невозможно. Хотя, я фиг его знает, что там было в TF11, может возможности не позволяли такого.

Link to post
Share on other sites
Богоманшин Игорь
27.01.2025 в 22:52, vsmetal сказал:

Странно вместе с тем, что такие серьезные дядьки не заморочились с построением профиля по формулам, предпочтя значительно более простой путь приближения через дуги.

Вот тут как раз у меня есть ответ, возможно, близкий к истинному.

И он относится к вечному противостоянию полетов мысли "одухотворенных и возвышенных" конструкторов и приземленными реалиями "ограниченных и примитивных" технологов.

"не только лишь все" стойки ЧПУ могут обрабатывать по сплайну. И КАМ системы обычно подобные траектории переводят в дуги или отрезки прямых, причем зачастую криво это делают.

Мне примерно в те же годы один раз довелось апроксимировать обводы ракетного сопла через дуги, полуручным способом подбирая на сечении. Приличного токарного КАМа тогда у нас не было в компании.

Вот такая деталь:

Скрытый текст

2015-08-18 17-49-36.JPG

И качество апроксимации в этом (и других подобных) случае зависело только от трудолюбивости и добросовестности технолога-программиста. И от возможностей КАМ системы и конкретного компьютера.

Поэтому, КМК, правильнее, чтобы конструктор сам с нужной степенью точности "подстроился" под уровень развития технологий, Ну, это применительно к конкретному случаю.

Edited by Богоманшин Игорь
  • Нравится 1
Link to post
Share on other sites
vsmetal
18 часов назад, Богоманшин Игорь сказал:

Поэтому, КМК, правильнее, чтобы конструктор сам с нужной степенью точности "подстроился" под уровень развития технологий, Ну, это применительно к конкретному случаю.

Соглашусь на все сто, конструктор в любом случае должен понимать - как это будет реализовано в металле. Мне постоянно приходится е.. сферически-вакуумным дизайнерам один и тот же вопрос задавать: "А как вы себе представляете эту конструкцию в металле?". Правда раз за разом слышу один и тот же ответ: "Ну, вы же специалист, придумайте что-нибудь".

 

Однако же в статье, как мне показалось, авторы слишком вольно определяют профиль впадины - как дугу окружности с концами на базовом диаметре вершин, с касанием базового диаметра впадин и с углом разворота, соответствующим количеству этих впадин. Для визуализации, повторюсь, вполне сгодится, а вот для изготовления (любым способом, хоть самым допотопным) - как-то сомнительно. Одно ведь из основных преимуществ этого типа редукторов - это их минимальный люфт. А для этого нужна точность в изготовлении прежде всего внутреннего профиля жесткого колеса. Иначе его или просто заклинит или оно будет болтаться, как червячный редуктор на плюс-минус 5 градусов.

 

Кстати, очень сильно подозреваю, что изготовить жесткое колесо можно и без ЧПУ, нужна просто оснастка для фрезерного станка с поворотным столом (или головой), совмещенным с кривошипным механизмом. Разработать и внедрить такое - вполне посильная задача для заводского КБ 60-70 годов, на мой взгляд. Но где я, а где сложная механика, мне проще в формулах это выразить и на чпу резануть. Очень все-таки надеюсь довести задумку до металла. Скорее всего жесткое кольцо из латуни фрезерну, наш фрезер сталь будет грызть месяц.

Link to post
Share on other sites
BSV1

@vsmetal , анимацию-то через переменные получилось сделать?

Link to post
Share on other sites
vsmetal
8 часов назад, BSV1 сказал:

@vsmetal , анимацию-то через переменные получилось сделать?

Нет, к сожалению пока. Засосало мещанское болото, разгребал завалы после новогодних. Да и мои познания в TF пока не позволяют взять вот и наколядовать анимацию подобной сборки. :)

Возможно, на этих выходных выкрою пару вечеров на изучение темы и чего-нибудь рожу тестовое.

Link to post
Share on other sites

https://rutube.ru/video/39e5fce3bedef9648df3db3355c8c586/

 

Ну как-то так. С формулами очень долго провозился, слишком давно все это было.

Точки на диске эксцентрика и сепараторе - просто для визуализации.

По итогу чего могу сказать: TF конечно крут. Реально крут. В солиде в принципе можно что-то подобное изобразить, но это будут натурально шаманские пляски с бубном. Чувствую себя примерно так же, как лет 7 назад, когда после ковыряния в арткаме и скетчапе начинал солид осваивать. Разница в возможностях - примерно аналогичная. :)

@BSV1 , еще раз огромное спасибо за поддержку! 

анимация ВПТК.gif

Edited by vsmetal
добавил гифку
  • Нравится 4
Link to post
Share on other sites

@vsmetal , отлично :clap_1:. Особенно с учетом того, что практический опыт у Вас небольшой.

Волновые редукторы не мой профиль, но вроде бы эксцентрик и сепаратор должны вращаться в разные стороны? Или может быть и в одну?

 

Link to post
Share on other sites
02.02.2025 в 14:31, vsmetal сказал:

Разница в возможностях - примерно аналогичная. :)

Ты просто Солид не освоил ! В Солиде пакет моушен где датчики и кинематика делается..

  • Хаха 2
Link to post
Share on other sites
3 часа назад, BSV1 сказал:

Волновые редукторы не мой профиль, но вроде бы эксцентрик и сепаратор должны вращаться в разные стороны? Или может быть и в одну?

В тупик прям поставил. Пробовал запускать эксцентрик (входной вал) в обратную сторону - идет пересечение тел в левой части и в правой, самая верхняя волна (первая) и самая нижняя (при четном z) - работают правильно. Пробовал даже рассчитывать скорость эксцентрика не от количество шариков, а от количества впадин, но там сразу ошибка набегает, что логично - коэффициент передачи-то рассчитывается от количества шариков.

Написал товарищу, у которого вообще идею почерпнул с этими редукторами, пока ответ только от одного подписчика, и он тоже склоняется к мысли, что направление противоположное должно быть.

Его видео пересмотрел - вроде да, в противоположном направлении вращаются вход и выход. Умом понимаю, что возможно проталкивание ролика внутрь впадины встречной волной (противоположным вращением), но в формулы перевести это пока не могу.

37 минут назад, Maik812 сказал:

Ты просто Солид не освоил ! В Солиде пакет моушен где датчики и кинематика делается..

Отлично, друг мой. Жду с нетерпением солидовскую сборку с аналогичным агрегатом. Про свиней можно больше не рассказывать Анимацию можно не делать, про датчики и кинематику я в курсе.

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, vsmetal сказал:

Написал товарищу, у которого вообще идею почерпнул с этими редукторами,

вот тут коллеги в ТФ тоже заморачивался с волновымм редукторами: 

 

 

  • Нравится 1
Link to post
Share on other sites

У меня такое ощущение сложилось, что это не бага, а фича. Сейчас посмотрел еще несколько роликов:
https://rutube.ru/video/919f538aa4bc28bfecab3674859d1247/?r=plwd

там дядька описывает свой вариант изготовления. Так вот у него один примечательный момент нашел: количество впадин на 1 больше, чем количество роликов. А в моем изначальном варианте количество впадин было на 1 меньше, чем роликов. Переделал формулы, теперь при количестве роликов 14 и количестве впадин 15 "правильное" направление вращение получается действительно в противофазе.

https://rutube.ru/video/33e0cee32180f44adb8d543c2add3a10/

Видео пока на модерации, как пропустят, можно будет глянуть.

Может оно действительно так и работает?

 

PS: @Maik812, друг мой, не забудь учесть этот момент в сборке для солида! :)

Link to post
Share on other sites
Богоманшин Игорь
31.01.2025 в 11:33, vsmetal сказал:

Но где я, а где сложная механика, мне проще в формулах это выразить и на чпу резануть.

А вы профиль этот через формулы выводили?

На заре освоения ТФ попадались мне примеры, как подобные профили можно геометрическим способом получить, в 2Д рисовании.

Но мне так и не пригодились подобные вещи, я как бы не конструктор, больше технолог (когда есть время от административно-расчетной работы отвлечься...)

Может, гуру наши подскажут, куда надо копать в этом случае?

Link to post
Share on other sites
14 минут назад, Богоманшин Игорь сказал:

А вы профиль этот через формулы выводили?

На заре освоения ТФ попадались мне примеры, как подобные профили можно геометрическим способом получить, в 2Д рисовании.

Но мне так и не пригодились подобные вещи, я как бы не конструктор, больше технолог (когда есть время от административно-расчетной работы отвлечься...)

Может, гуру наши подскажут, куда надо копать в этом случае?

Да, формулами, операцией "3D путь по формуле", там в модели, к первому посту прикрепленной, они есть.
 

профиль жесткого колеса
x: (e * cos(zg*#T) + (sqrt((RE+Rball)^2 - (e*sin(zg*#T))^2)))*sin(#T)+Rball*sin(#T+(atan(e*zg*sin(zg*#T)/(sqrt((RE+Rball)^2 - (e*sin(zg*#T))^2)))))
y: (e * cos(zg*#T) + (sqrt((RE+Rball)^2 - (e*sin(zg*#T))^2)))*cos(#T)+Rball*cos(#T+(atan(e*zg*sin(zg*#T)/(sqrt((RE+Rball)^2 - (e*sin(zg*#T))^2)))))
z: 0

Собственно, формулы не мои, я их только адаптировал под TF, так что грех не выложить, люди старались

Link to post
Share on other sites
18 часов назад, vsmetal сказал:

руг мой, не забудь учесть этот момент в сборке для солида! :)

а на хера мне надо это ВАШ РЕДУКТОР..  ВЫ МНЕ ЧТО ПЛАТИТЕ ДЕНЕГ ? Мне доказвать не нужно.

Вы просто щас типа доказываете что Солит имеет меньше функционала в анимации чем Т-Флекс ? Ну расскажите это на форме Солида.  Как насчет гибких деталей? Как насяет кучи сопряжений и расчета динамических сил в Моушене ?

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.



  • Сообщения

    • streamdown
      Погуглил. Карта за 300 тыщ. С такой производительностью там всё вокруг неё будет тоже в районе 300 тыщ))) Итого: нужен энтузиаст который потратится на пол-ляма чтоб в сапр2000 картинки из кривого солида-бенчмарка выложить. @ANT0N1DZE а какой вы ищете на инженерном (где люди деньги за мозги получают) форуме результат? Ну, тесты такой карты для чего? Для солида???)))
    • mamomot
      Тема публикации: первое из четырех приложений Нормали 5340 "Гибка пружин кручения". Приложение А - "Элементы типовые". 5_4_3 Нормаль ОГТ Приложение А.pdf
    • BSV1
      Повторное использование порошковой краски
    • RTYG55
      с клавишами попробовал сейчас, всё так же. привязка к сетке-то работать будет, когда включена сетка, а я её не включаю, ибо в глазах рябит. ну и шаг сетки придётся постоянно менять, это прям очень неудобно. где-то миллиметровая нужна, где-то в десятку, где-то в сотку. Я вот тоже думаю, что должна быть возможность ограничения, но ни в настройках, ни в интрнетах не нашёл. А тут, как я понял, люди в этом деле грамотные сидят, вот и спрашиваю. Можно, конечно, эскизы в автокаде чертить, потом в павершейп импортировать, но это лишние файлы, в которых путаешься. и ошибки иногда возникают, заметил. 
    • BOO07
      Технология сушки какая?
    • vik_q
      Думаю такое во flow не решить. Из подвижных объектов он допускает только вращение и движение строго вдоль потока.   Можно пожалуй только посчитать усилие срыва крышки.
    • ANT0N1DZE
      Кто угодно: производители железа, самого софта или просто энтузиасты. Подобных тестов довольно много (они же как-то сделались) в инете, но чего-то близкого не нашел пока. 
    • Maro
      Круглая кровать... Зеркала, ванная в центре - это что-то из почасовой аренды... Я уже не в том возрасте 
    • kkk
      А как Вы себе это представляете? Кто и зачем должен сделать такие тесты? И за чей счет?
    • Snake 60
      Да потому, что от одного эскиза могут быть получены сколько угодно элементов. Не нравится - отключите вложенную структуру отображения дерева элементов и ваши эскизы будут отображены в дереве без явной привязки к элементам.
×
×
  • Create New...