Перейти к публикации

Начертили и забыли?


Рекомендованные сообщения

Если приходится учить студентов вещам, которые им совершенно не нужны ни в настоящем, ни тем более в будущем, если своевременно не сокращать преподавание устаревших, умирающих дисциплин, то иначе как издевательством над учащимися это не назовешь.

Одной из ненужных наук в вузовских программах является ”Начертательная геометрия”. Издавна она конкурировала с аналитической геометрией. Круг решаемых ими задач почти что совпадает, а используемые методы принципиально различны. Главным преимуществом методов начертательной геометрии ранее была их значительно меньшая трудоемкость, но с широким распространением компьютеров, на которых реализуются методы аналитической геометрии, оно отпало.

Теперь и та, и другая дисциплины могут осваиваться с помощью компьютеров. В большинстве технических вузов основная часть программы по начертательной геометрии посвящена методам решения метрических и позиционных задач. Эти методы давно отработаны. Я знаю их достаточно хорошо, так как 11 лет работал заведующим кафедрой начертательной геометрии и машиностроительного черчения. Каждый семестр я читал курс лекций по начертательной геометрии. Кроме того, параллельно вел занятия по компьютерной графике. Мой опыт показывает, что на современных системах компьютерной графики, например ”Компас”, любая задача начертательной геометрии решается просто, наглядно, точно и быстро. Мне удалось наладить чтение лекций с применением компьютера и мультимедийного проектора. Это позволило строить все чертежи непосредственно на экране, прямо на глазах у студентов. Качество лекций и доходчивость стали существенно выше. Занятия вызывают большой интерес у учащихся. Подобной работой занимаются и другие преподаватели во многих вузах. Известны публикации в методической литературе. Обычно в них главный упор делается на то, что студенты с помощью компьютеров значительно лучше осваивают методы начертательной геометрии.

В создавшихся условиях аналитическая геометрия победила окончательно и бесповоротно, а начертательная стала умирающей наукой. Но, к сожалению, мы вынуждены ее до сих пор преподавать. При этом она сама по себе очень сложна в освоении. Некоторые студенты даже бросают учебу в институте только из-за того, что не могут с ней справиться.

Но насколько эта наука нужна для практики? По роду моей научной работы ранее мне приходилось часто бывать в различных конструкторских бюро, преимущественно авиационной промышленности, в разных городах. В беседах с опытными конструкторами, имеющими большой стаж работы, задавал им один и тот же вопрос: ”Как часто вам приходилось использовать в своей практической работе методы начертательной геометрии?” Отвечали: или ”Никогда”, или ”Почти что никогда”. Что же получается? Мы вынуждены учить студентов решению задач, которые совершенно не нужны даже профессионалам.

Начертательная геометрия состоит из разделов, которые устаревают неравномерно. Давно пора полностью выбросить из программы те, в которых излагаются методы решения метрических и позиционных задач вместе с соответствующими учебными чертежами. Важным и пока необходимым разделом является проецирование. Без него невозможно проекционное черчение, от которого пока нельзя отказаться. Однако при широком распространении компьютерной графики и современных станков с числовым программным управлением оно тоже очень скоро станет ненужным.

С этим мнением я неоднократно выступал на методических семинарах и конференциях. Обычно слышал от коллег два основных возражения.

Первое: необходимо развивать пространственное мышление у студентов. Это действительно очень важная и благородная задача. Она никогда не устареет. Не может быть полноценного конструктора, у которого недостаточно развито пространственное мышление, который не может мыслить пространственными образами. Когда я еще только начинал преподавание начертательной геометрии, именно проверка учебных чертежей позволила мне значительно развить пространственное мышление. Однако многолетний опыт преподавания показал, что педагоги и студенты решают эти задачи совершенно по-разному. Если преподаватель, конечно, хороший, пытается мысленно представить себе пространственный образ решаемой задачи, то студент всегда старается запомнить формальный алгоритм решения задачи.

В результате пространственное мышление развивается только у преподавателя, а не у студента. Заставить студента решать задачи, базируясь на пространственных образах, практически невозможно. Плохо помогают и наглядные пособия, которых катастрофически не хватает. Только отдельных, самых добросовестных студентов удается иногда уговорить, чтобы они для наглядности вырезали макет задачи из бумаги или картошки. Как же быть? Опыт преподавания показывает, что пространственное мышление студентов проще всего вырабатывается при изучении трехмерной компьютерной графики и технического рисования. Их и надо использовать, а не возлагать несбыточные надежды на начертательную геометрию.

Второе возражение: опасно что-либо выбрасывать, так как могут сократить учебные часы. Тяжелые последствия сокращения всем понятны, но, с другой стороны, для изучения компьютерной графики нужно больше часов, чем для начертательной геометрии. Можно увеличить число часов на компьютерную графику только за счет начертательной геометрии.

Что же в целом мешает организовать преподавание графических дисциплин на современном уровне? В основном, конечно, ГОСы. В большинстве случаев все ссылаются на них, хотя в некоторых вузах они просто игнорируются. Главное, на мой взгляд, надо преодолеть косность преподавателей. Кроме того, пересмотром программы преподавания графических дисциплин должны заниматься в первую очередь потребители, то есть представители выпускающих кафедр и передовых предприятий промышленности.

Алексей ТУНАКОВ, доктор технических наук, Заслуженный профессор Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева

<noindex>http://www.poisknews.ru/2007/03/14/nachertili.html</noindex>

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Опыт преподавания показывает, что пространственное мышление студентов проще всего вырабатывается при изучении трехмерной компьютерной графики и технического рисования.

Только отдельных, самых добросовестных студентов удается иногда уговорить, чтобы они для наглядности вырезали макет задачи из бумаги или картошки.

На фига спрашивается, картошка, если есть компьютер??? Это из разряда, мол, ты должен сначала на кульмане почертить, прежде чем за компьютер садиться. А то специалистом не станешь. В результате теряется время на то, чтобы стать специалистом по черчению с помощью кульмана, а потом уже за компом столько же. В результате у нас говорят, мол, молодого специалиста ещё пять лет надо учить на предприятии работать. То есть столько же, сколько он в институте учился. Совсем не тому, что требуется для работы. Точно также, мол, вы не поймёте физики процесса сидя за компом и тыча в кнопки так, как мы, заслуженные товарищи, строча ручкой горы формул, а потом программируя с помощью перфокарт. Недавно выкидывали мешками эти перфокарты. Ну не современно - так выкинуть всё! Увеличивать надо часы обучения методам компьютерного моделирования.

Другое дело, что основам несомненно надо учить. Насколько начертательная геометрия к этим основам относится, я, к сожалению, не знаю. Не изучал. Специалисты скажут )

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подобная тема у же была.

И я скажу, Начертательная геометрия нужна, может быть в переработанном виде. Нужно сперва человека научить мыслить в 3D, дать базовые знания, по геометрии тел. А потом уже за компьютер. Иначе в 3D он мыслить не научится, исключения только в еденичных случаях. (В качестве аналогии вполне уместно привести калькулятор.).

Эффективность реальной работы у него будет на много ниже. Тем более что мониторы у нас пока 2D. Да и спицифика нашего мозга такова, что усваивается лучше то что потрогано руками.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

11 лет работал заведующим кафедрой начертательной геометрии и машиностроительного черчения...

А у Пифагора и Евклида компутеров не было.

Не верится, что русские хотят превратиться в япошек.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В результате пространственное мышление развивается только у преподавателя, а не у студента. Заставить студента решать задачи, базируясь на пространственных образах, практически невозможно. Плохо помогают и наглядные пособия, которых катастрофически не хватает. Только отдельных, самых добросовестных студентов удается иногда уговорить, чтобы они для наглядности вырезали макет задачи из бумаги или картошки. Как же быть?

при обучении на компьютере первое время тут же делать распечатки на каждого ? студента хотя бы на А4 (с припусками на "швы" :smile: ) и пусть тут же клеют и сравнивают ? или наоборот, самому склеить+ еще пару срезов сделать и чтоб раздвигалось для наглядности, а они пусть чертеж с макета с 4-мя видами делают, четвертый вид-3D :g: ?
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эту тему поднимали уже два раза, воспользуйтесь поиском.

Ребёнка учат сначала говорить, а затем писать.

Если делать наоборот, то ничего хорошего не получится.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы же не продавщиц учите, а будущих инженеров.

Думаю, что Ruslan в

http://fsapr2000.ru/index.php?s=&a...st&p=158548

все правильно сказал.

Переработайте курс с учетом современных реалий.

Ваше предложение об исключении начерталки сходно с исключением таблицы умножения из курса начальной школы.

Зачем она нужна, если калькулятором научить пользоваться.

быстрее?

Откуда, например, вы знаете, что

приходится учить студентов вещам, которые им совершенно не нужны ни в настоящем, ни тем более в будущем, если своевременно не сокращать преподавание устаревших, умирающих дисциплин, то иначе как издевательством над учащимися это не назовешь.

Кто их них получится и где будут работать - ОНИ САМИ НЕ ЗНАЮТ.

Может тогда и историю с литературой исключить из курса средней школы?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один мой маленький приятель на вопрос "зачем тебе голова?" ответил "Я ей ем."

Лаконично, и в духе времени.

Мышление нужно развивать и тренировать, однако.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начерталка однозначно нужна, но методы ее преподавания надо менять и сразу начинать чертить на компьютере. Глупо учить людей делать одно и то же два раза - сначала на бумаге, потом на компьютере. А уж если проводить аналогию с калькулятором, то надо говорить не о замене калькулятором таблицы умножения, а о замене им логарифмической линейки.

А черчение на бумаге постепенно будет отмирать, как умерли чистописание и каллиграфия с появлением шариковых ручек.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

как умерли чистописание и каллиграфия с появлением шариковых ручек.

<{POST_SNAPBACK}>

А вот умение красиво (и тем более грамотно) сейчас многим бы не помешало.

Ведь не умирает же умение грамотно писать с появлением Ворда.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот умение красиво (и тем более грамотно) сейчас многим бы не помешало.

А кому оно нужно? Меня сейчас не заставишь написать текст на листок один ручкой, а если и заставишь, то кому ж надо разбираться в почерке моём. Врачей думаю, вообще пора всех учить набирать текст в ворде. Потому как разобрать то, что они пишут невозможно.

Те же цифры никто столбиком уже не складывает и ненужно никому это. Тем более в уме.

Перйдём мол к огромным цифрам и будем их складывать в уме: "три миллиарда+три миллиарда=шесть миллиардов". Ура, мы умеем складывать огромные цифры в уме )))

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как человек мыслит, так и говорит. В то же время моторика тела связана с процессами мышления.

Еще никому не повредило владение калиграфией, а тем более наличие пространственного воображения. Копьютеры и автоматизация не заменяют творческого мышления.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Врачей думаю, вообще пора всех учить набирать текст в ворде. Потому как разобрать то, что они пишут невозможно.

<{POST_SNAPBACK}>

Очередная бредовая идея - все за компьютеры.

А зачем собственно ставить человеку , выписывающему рецепты ящик за 20 тыс ? Для заполнения бумажки? Давайт етогда наладим производство пишущих машинок - 3 тыс и делов то. Разбочивый рецепт. А еще круче трафареты всем врачам раздать с руссим и латинским алфавитом. А учиться хорошо писать - ну зачем , не гоже нам.

Воистину, прогресс плохо влияет на здравый смысл.

Вот такие идеи начинают овладевать молодой порослью.

Те же цифры никто столбиком уже не складывает и ненужно никому это. Тем более в уме.

<{POST_SNAPBACK}>

Заодно исключить литературу, историю, географию и пр. гуманитарные предметы -как пустую трату времени, а вместо них скажем администрирование сетей, сетевые протоколы и пр. преподавать.

Ps. Наглядный пример тупой компьютеризации "Почта России" . Те кто платил за комм. услуги или еще что -тот поймет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

jkc

Очередная бредовая идея - все за компьютеры.

А зачем собственно ставить человеку , выписывающему рецепты ящик за 20 тыс ? Для заполнения бумажки? Давайт етогда наладим производство пишущих машинок - 3 тыс и делов то. Разбочивый рецепт.

Тут дело такое, у нас все врачи компутеризированы, приходишь с карточкой магнитной, как банковская, в поликлинику, врач карточкой провел и раз - вся подноготная всплыла. Рецепты, результаты анализов (кроме из спицифических лабораторий) все там. Никуда бегать не нужно, регистратуры не нужны, клей не переводится почем зря. Не нужно "карточку" - толстый дневник болезней от врача к врачу тягать. Да и врача всегда за жабры взять можно, чего он там навыписывал.

Вообщем удобство на лицо.

Насчет начерталки - учить, учить и еще раз учить, только карандашем и только на бумаге.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Страшный сон программера - исчезли компьютеры. Как жить дальше?

У меня хоть контроллер останется, можно кнопочки понажимать и на циферки поглядеть.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Страшный сон программера - исчезли компьютеры. Как жить дальше?

Да никак. Цивилизация если разрушается, то это необратимо.

А если спички, скажем, исчезнут, вы сможете огонь добыть?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Газ говорят скоро кончится ) И нефть ) И автомобили встанут, а нас, бедолаг, в школе не учили лошадок запрягать )

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут дело такое, у нас все врачи компутеризированы, приходишь с карточкой магнитной, как банковская, в поликлинику,

<{POST_SNAPBACK}>

Алекс, так в том то и дело , что печаталка рецепта на бумажке, которую надо скрепить штампами врача и поликлинники и БД с персональными данными и историей пциентов, подкрепленная оперативным доступом (карточки) -это две большие разницы.

Причем карточка- единственный здравый способ экономить время, деньги и накапливать информацию. Так это же невыгодно администрации - всё на виду , нельзя в ответ на вопрос "а почему очереди в регистратуру длинные" , отвечать - "а патамушто люди не успевают рукой Водить по бумаге, падают от усталости, короче увеличивайте штат, а не то вооПще не будем вас лечить".

Не, знаю, может доживем до здравой компьютеризации в гос. структурах.

А Почта Росии - это вообще уписиться можно. :bleh: С квитанций которые уже напечатаны на компьютере (и вроде даже со штрих кодом - чуешь куда клоню) девочки-операторы начинают вводить заново твои данные с квитанции (бывает что одним пальцем) , но уже в свой электронный мозг. :wallbash:

Нет, безработицы у нас долго не будет. :surrender:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




×
×
  • Создать...