A.U.

Давление и формирование качественной пластиковой отливки

Pinned posts

 Доброго дня всем.

 Объясните, пожалуйста, знатоки, вот такую ситуацию.

 Есть две литьевых машины: одна - с упрощенной конструкцией впрыска и отсутствием классического узла прижима формы и подвода сопла, другая - полноценный агрегат в классическом горизонтальном исполнении. Первая, которая поменьше, имеет усилие впрыска по паспорту до 50 МПа (реальное, подозреваю, сильно меньше), вторая выдает до 200+ МПа (по паспорту).

 Вопросы:

1. будет ли качество малогабаритных отливок из ТЭП, полученных на слабой машине, отличаться от таких же отливок с более мощного станка? Отливки на малой машине выполняются интрузией.

2. есть ли вообще понятие минимально необходимого давления при работе с конкретным пластиком? Или достаточно ограничиться тем, что полость формы в принципе заполняется и детали получаются без полостей внутри?

3. есть две абсолютно одинаковые детали, полученные на этих двух автоматах при разном давлении. Детали без внутренних полостей, имеют одинаковый внешний вид. Но при этом в некоторых умах сидит мысль, что та, что выполнена впрыском с низким давлением - хуже. Есть ли в этом что-то разумное или эти самые умы занимаются тем, что кто-то из участников этого форума назвал "наукоблудием"?

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites


UnPinned posts

ID: 2   Posted (edited)

32 минуты назад, A.U. сказал:

 1. будет ли качество малогабаритных отливок из ТЭП, полученных на слабой машине, отличаться от таких же отливок с более мощного станка? Отливки на малой машине выполняются интрузией.

 

Если слабая машина способна развить достаточную скорость впрыска и поддержать достаточное давление подпитки, то разницы НЕ БУДЕТ. Более того, чрезмерное давление бывает приводит к нежелательным результатам, например отрицательной усадке. Про более явные проблемы вообще умолчу. Но это в теории про сходные по конструкции ТПА. А на практике мини-ТПА с "экструдером" вместо полноценного узла впрыска не могут обеспечить ни достаточной скорости впрыска, ни вменяемой стадии подпитки в силу отсутствия поступательного движения шнека. 

32 минуты назад, A.U. сказал:

2. есть ли вообще понятие минимально необходимого давления при работе с конкретным пластиком? Или достаточно ограничиться тем, что полость формы в принципе заполняется и детали получаются без полостей внутри?

 

Важен не только пластик, но ВСЯ геометрическая форма детали и литников. Представьте, что Вы из одинакового материала льете две пластинки: одна 10 см длинной, а другая 30. Понятно?

В литературе указания про некие средние и минимальные давления при литье пластика даются либо для деталей конкретных форм/размеров либо в среднем по больнице. 

 

32 минуты назад, A.U. сказал:

 3. есть две абсолютно одинаковые детали, полученные на этих двух автоматах при разном давлении. Детали без внутренних полостей, имеют одинаковый внешний вид. Но при этом в некоторых умах сидит мысль, что та, что выполнена впрыском с низким давлением - хуже. Есть ли в этом что-то разумное или эти самые умы занимаются тем, что кто-то из участников этого форума назвал "наукоблудием"?

 

Если детали действительно одинаковы внешне, по массе (масса важный фактор!), по дефектам (облой, спаи, полости, пригар и т.д.) то разницы нет при каком давлении они получены. Это очевидно. Наукоблудие тут не при чем. Есть объективные критерии, часть из них я перечислил.

 

И еще: ТЭП разный бывает, но обычно это пластики с очень хорошим ПТР, соответственно при грамотном литнике получить изделие из ТЭП на мини-ТПА абсолютно реально, особенно если оно не имеет слишком толстой стенки или слишком большой разнотолщинности (вспоминаем, что мини-ТПА не способны обеспечивать нормальную стадию подпитки).

 

Основные недостатки мини-ТПА проявляются либо там, где им явно не хватает скорости впрыска и давления (обычно при работе с АБС, ПК и т.п., это все сложные для таких машин материалы) либо на слишком толстых или длинных деталях. 

Edited by KsunReh
1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

KsunReh, спасибо. Про массу мысль почему-то в голову не пришла... Разница в несколько сотых грамма - литники, видимо, плохо обрезали. 

 Еще кое-что вдогонку: я правильно понимаю, что расплавленный пластик мы рассматриваем как несжимаемую (внезапно) жидкость и по сути силовая часть процесса впрыска будет иметь вид уравнения, с одной стороны которого - давление впрыска, с другой - сопротивление формы, которое можно снизить выпарными каналами и увеличением сечений литников детали? Заодно, может быть, ткнете пальцем, где про это подробнее написано и, в идеале, с формулами?

Share this post


Link to post
Share on other sites

@A.U. всегда есть нюансы. Как правильно выше сказали, зависит всё от конструкции детали. Про отрицательную усадку слышу в первый раз, хотя и допускаю такое. Это как раз говорит о том, что расплавленный пластик это не несжимаемая жидкость. Разница в давлении впрыска дает даже на ТПА разные результаты. Тут не только заполняемость полости и отсутствие пор, тут много факторов. Не зря всегда рекомендуется после заливки ещё и держать давление выдержки нужное. Это как раз чтобы получить равномерную плотность по объему детали. Если этого не обеспечить, то будут локальные утяжины, где плотности не хватило.

 

Я бы на вашем месте глубоко не углублялся. На факторах литья можно не одну докторскую защитить. Смотрите по самой детали. Если она обеспечивает эксплуатационные свойства + нормальный внешний вид, то считайте, что разницы нет. Но имейте ввиду, что в будущем некоторые детали вы не сможете получить аналогичными, как с ТПА.

В 15.06.2018 в 14:09, A.U. сказал:

и по сути силовая часть процесса впрыска будет иметь вид уравнения, с одной стороны которого - давление впрыска, с другой - сопротивление формы, которое можно снизить выпарными каналами и увеличением сечений литников детали?

нет. Увеличение сечения литников позволяет уменьшить потери давления, это да. Но если сама деталь с сечениями, при которых нельзя обеспечить нужное давление в полости для заполнения, то ни сечения литников, ни выпары не помогут. Выпары вообще не облегчают заливку, они только для того, чтобы воздух не запирался в полости, если по разъему ему сложновато выйти.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ID: 5   Posted (edited)

@Bully , отрицательная усадка зверь довольно редкий, но крайне забавный. В народе еще, слышал, ее называют "перепаковкой" или "переупаковкой". Наблюдал ее на полистироле, рассказывали еще про подобное на ПЭТе. Естественно при завышенных режимах.

 

Про "пластик как несжимаемая жидкость": на ТПА когда хотят проверить работоспособность клапана обратного потока на конце шнека делают такой эксперимент: берут простенькую форму с простенькой х/к литниковой системой (чтобы ничего нигде не повредилось), делают впрыск в форму на рабочих режимах и набирают новую дозу. Но форму не открывают и усилие смыкания не сбрасывают, а после окончания цикла охлаждения делают в ручном режиме новый впрыск. Если обратный клапан и материальный цилиндр в хорошем состоянии, если прижим сопла к литниковой втулке качественный, то можно наблюдать следующую картину: сначала шнек идет вперед и после прохождения некоторого расстояния (где-то 5-10% от дозы) полностью встает (обычно этот момент фиксируют удержанием в несколько секунд). Причем чем больше давление (формально машина с новым узлом впрыска должна держать тест на максимальном давлении), тем больше сжатие в начальный период теста.

 

@A.U. , по литературе так с ходу не подскажу, я интересуюсь больше книгами практической направленности. Увеличенные выпара облегчают заливку, есть реальные примеры, но в ограниченном диапазоне (в том числе потому, что глубина самих выпаров ограничена  - если Вы не хотите получить облой). По сечению литников @Bully Вам все верно сказал, к тому же излишне большие впускные литники так же могут давать отрицательные эффекты (например самоотрывные литники будут очень плохо срезаться или отрываться).         

Edited by KsunReh

Share this post


Link to post
Share on other sites

ID: 6   Posted (edited)

35 минут назад, KsunReh сказал:

Увеличенные выпара облегчают заливку, есть реальные примеры,

Я немножко неправильно выразился. Не "не облегчают заливку", а "облегчают только с точки зрения сопротивления запертого в полости воздуха". Т.е. зависимости от сечения выпаров нет, лишь бы были. При большем сечении быстрее воздух сдуется (только чтобы материал не просачивался, а это разные значения для разных материалов), при меньшем медленнее, но тоже сдуется. А вот про расположение выпаров - опять-таки отдельная тема.

Edited by Bully

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока что всем спасибо, "горячих" вопрос нема :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Даже на одном и том же ТПА вы можете получить разные отливки. Например, вы можете всего лишь поменять скорость впрыска.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.



  • Сообщения

    • ДУЧ
      Я имел ввиду не должность, а уровень ответственности. Да, согласен, кошмар, строго случайные люди - "строители личного бренда"! На маленьком заводе опытные спецы, бесспорно, но за калейдоскопом интересных решений не просматривается систематизация - просто некогда анализировать, обобщать и делать выводы! С другой стороны хороший спец не потянет рутину большого завода, неизменно погрязнет в мелочах. Заказчиками изменения правил, оформления в нашем случае, могут быть только крупные лидеры отрасли. 
    • Евдокименко Юрий
      Да, я Вас понял, это я затупил с комментарием. Оставил как доп. информацию по системе.
    • karachun
      Я имел в виду что расход на выходе задан отдельно для каждого из двенадцати каналов - по 1/12 от суммарного расхода. Но в реальности где-то будет больше, где-то меньше а в сумме естественно совпадет с расходом на входе, если утечек нет.
    • Евдокименко Юрий
      это замкнутая система работает на одном вентиляторе. соответственно баланс приток=вытяжка
    • catbira
      Добрый день. Появилось дробление при на резании внутренней резьбы м120х2 в цикле G76 Стойка fanuc oi-td  G97 S200M3 GO X 117.Z6. G76 P020060 Q100 R 0.015 G76X120.Z-30. P1254 Q100 F2. Подскажите в чем может быть проблема или ошибка в программе?
    • catbira
      Добрый день. Появилось дробление при на резании внутренней резьбы м120х2 в цикле G76 Стойка fanuc oi-td  G97 S200M3 GO X 117.Z6. G76 P020060 Q100 R 0.015 G76X120.Z-30. P1254 Q100 F2. Подскажите в чем может быть проблема или ошибка в программе?
    • chatjokey
      есть. Вообще не показатель. наоборот отупеть можно на некоторых заводах. я иногда общаюсь... ну вообще кошмар. Самые крутые инженеры на небольших заводиках, на которых нет собственной продукции, а постоянная текучка. "каждый день" новая задача. а теперь представьте за ~20 лет сколько материала можно перелопатить и проверить на практике. все верно
    • Евдокименко Юрий
    • Bot
      Revenue, Operating Margin and EPS at or Above the High End of Guidance BOSTON --(BUSINESS WIRE)--Apr. 24, 2019-- PTC (NASDAQ: PTC) today reported financial results for its fiscal second quarter 2019. Financial Summary - ASC 606 (1) Revenue of  $290 million GAAP net loss was $44 million or ($0.37) Просмотр полной статьи
    • xedex
      39090 Referen point offset  для выбранной оси.