Перейти к публикации

Экономическая эффективность САПР


Рекомендованные сообщения

Как подсчитать экономический эффект от внедрения САПР? Есть ли современные методики?

На сколько растет производительность труда конструкторов, технологов? Спасибо!

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


На "заре советской власти" нас обязывали считать экономический эффект от внедрения САП-ЕС или САП-СМ4.

Расчет был простой. Брали в руки секундомер или отраслевые нормативы. Выясняли, сколько было затрачено времени на ручной расчет УП. Далее тот же подход применяли к автоматизированному расчету. Т.е. сколько времени технолог пишет программу обработки изделия, сколько времени тратится на набивку данных и собственно расчет и получение УП. Получалось, что в последнем случае процесс убыстряется в 20-40 раз.

Позже выяснилось, что это неверно. Ведь необходимо было купить ЭВМ, например, СМ-4 и содержать ее. Поэтому  выясняли - сколько часов машинного  времени потратит чел на разработку УП и сколько этот час стоит (сюда закладывалась частичка стоимости самой  СМ-4, ее обслуживания(ЗИП, профилактика, содержание технарей-обслуги), стоимость электроэнергии, бумаги и всего прочего)

Т.е. от временных параметров оценки пришли к денежным(монетарным). Как показал опыт такая оценка была уже более реальной. И соотношение руками/автоматизировано снизилось до 4-8.

Вот канва расчета. Считайте затраты на тот и другой метод расчета и сравнивайте.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что универсальной методики нет т.к. подсчет эффективности сильно связан с областью применения. В некоторых случаях сравнение ручного и компьютерного проектирования просто не корректно. Я ЧПУшник-инструментальщик и если рассматривать эту область проектирования (т.е. в САМ части, ориентированной на оснастку), то видно, что на большинство современных формообразующих деталей без компьютерного расчета программ ВООБЩЕ не изготовить. Какое же здесь сравнение?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Quote: from sapr2000 on 11:55 - 21 Янв., 2002

Я думаю, что универсальной методики нет т.к. подсчет эффективности сильно связан с областью применения.

Абсолютно верно. В каждом конкретном случае расчет эффективности будет разным. Для этого и существует наука экономика.

Задайте ваш вопрос именно этой категории работников вашего предприятия.Такие вопросы сейчас любят давать на лекциях в ВУЗах.

Даже в моих далеких студенческих годах (1977-82) нам давали эти темы. Однако, учили нас в период развитого социализма. А сейчас другое время и экономика.:)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 недели спустя...

Животрепещущая тема! При серьезном научном подходе САПР-экономика - весьма важная штука. НО! - оценить экономический эффект очеь и очень проблематично. Я немного столкнулся с этим - проделал, как говорят определенную работу... Все говорят, что не убеждает. А как надо - никто не знает. Была предложена идея - применить методологию управленческого учета, которая позволяет уточнить эффективность в ходе процесса внедрения САПР. Ведь так или иначе обкатка новой идеи нужна! По-видимому, область оценки эффективности информационных технологий вообще выпадает из типового подхода, к кторому мы все  привыкли. Давайте об этом поговорим!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я еще раз выскажу своем мнение. Делать оценку экономческой эффективности от применения САПР без участия грамотного экономиста весьма сложно, бесполезно и не нужно. В нашей конфе "технари". Кто вам поможет?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Позвольте с Вами не согласиться, уважаемый Admin. Если технарь, то он не может обсуждать экономические проблемы, да еще достаточно специфические, связанные с САПР? Думаю, что это на 75 % технологическая проблема, а не экономическая. Основная задача в том, чтобы уяснить, что конкретно мы можем иметь от САПР? Какая общая выгода нас ожидает?  А она-то может быть совсем и не денежного характера (или не совсем денежного). Увы, далеко не все можно подсчитать в деньгах. Большая когорта качественных характеристик, имеющих первостепенное значение для нас (комфортная работа с программным продуктом, чисто внешняя привлекательность дизайна исполнения, возникновение желания развить возможности пакета - а он может этому способствовать или противодействовать ... и т.д.). остается в стороне от чистой экономики. Если это экономическая проблема, то почему же до сих пор для САПР не предложено ни одной мало-мальски премлемой методологии подсчета экономической эффективности? А САПРу как направлению, дай бог, уже больше 40 лет! Наверное, проблема лежит не совсем в плоскости экономики. Я не говорю, что экономистам тут нечего делать. Но могут они что-то сделать только при непосредственном участии (и активном участии!) нас - "технарей"!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я соглашусь с Alexx - методик нет потому, что не может "чистый" экономист учесть все многообразие факторов влияния. Ну как можно посчитать, например, такой момент: есть у меня могучий CAD/CAM пакет - я получу сложный, дорогой заказ и смогу его выполнить, следовательно увеличить свою прибыль; нет у меня такого пакета - сижу курю (без заказа, конечно)? Потом такой момент: кто может оценить (объективно) насколько улучшится качество выпускаемой продукции и как именно этот фактор скажется на ее сбыте? Вообщем вопросов можно задать кучу.

  Конечно, каждая задача имеет какие-то допущения. Но я думаю, что и в этом случае, для того чтобы решить эту экономическую задачу, нужно провести анализ за довольно длительный период (ну хотя бы год). Может быть тогда возможно будет получить более или менее реальные цифры.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чочу предложить свое мнение по поводу экономической эффективности CADа.

У меня возникает вопрос к технарям: разве следует рассматривать внедрение CAD-систем только с экономической точки зрения? Ведь в первую очередь они приобретаются для того, чтобы повысить качественный уровень выпускаемой продукции, а потом уже косвенно это скажется на доходах предприятия. И сам расчет этого дохода очень непрост. но как опыт показывает что внедрение CADа (но только правильно выбранного) повышает доход предприятия вцелом но за счет улучшения КАЧЕСТВА!!!!! и все!!!  Ну а скорость приходит с опытом. Хороший чертежник на кульмане обгонит по своей скорости посредственного юзера в Акаде, не говоря уже про UG b PRO-E

(Отредактировал(а) Nikolas - 22:43 - 7 Фев., 2002)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, коллега Nikolas, насчет скорости это вы погорячились. Если втулку нарисовать, то да, согласен. А вот что-то серьезное...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Alexx

Quote: from sapr2000 on 19:46 - 7 Фев., 2002

Наверное, проблема лежит не совсем в плоскости экономики. Я не говорю, что экономистам тут нечего делать. Но могут они что-то сделать только при непосредственном участии (и активном участии!) нас - "технарей"!

Ваша последняя мысль и была самой верной.

В силу жизненных обстоятельств, 8 лет я работаю в коммерческом банке. Работа в финансовой структуре сильно изменила у меня, как бывшего технаря,  кругозор и понимание таких вопросов, как ЭКОНОМИКА. К нам часто приходят клиенты, махают руками - вот я куплю это оборудование(предположим САПР) и деньги потекут рекой. Мы  таким клиентам терпеливо объясняем - сначала принесите бизнес-план, мы его посмотрим, потом может быть и дадим вам кредит.

Это я к тому, что любое, абсолютно любое новаторстово, ровно, как покупка станка или САПР, обязано быть выражено на бумаге сухим языком цифр. В экономике есть два понятия кредит и дебет.

Разница между ними есть прибыль(в нашем случае от внедрения САПР для выполнения конкретного контракта).

Дебет для вас - это затраты на покупку САПР(из прибыли), услуги по внедрению и обучению(можно перенести на себистоимость), приобретение ПК(из прибыли), сумма кредита(то что получила ваша контора банке) и стоимость кредита(проценты, которые надо вернуть) + все что связано с производством(зарплата, аренда, газ, свет, тепло, комуналка, налоги, стоимость фондов и т.п....)

В кредите - та сумма, которую вы получите за счет внедрения САПР для  конкретного  изделия(например двигатель для вертолета). Т.е. деньги, которые вам заплатит заказчик.

Можно уменьшить ваш дебет(расходы на выполнение контракта) за счет УМЕНЬШЕНИЯ сроков проектирования и изготовления двигателя, сроков выпуска конструкторской или технологической документации, сроков подготовки производства(оснастка, инструмент и т.п.), сроков расчета УП и т.п. Это сделать просто.

Далее более сложно формализуемые понятия - увеличение  качества проектирования, конструирования, изготовления(меньше брака в цехе, меньше ошибок в чертежах. отсутствие ошибок при преобразовании модели узлов и конкретную программу их изготовления и т.п.). Все эти понятия (качество, сроки...) надо перевести в сухой язык цифр.

Затем мы получаем Кредит-Дебет. Если цифра отрицательная, то в банке с вами никто разговаривать не будет.

Поэтому, уважаемый коллега, я еще раз повторяю, если вы будете подходить к вопросу о экономической эффективности с точки зрения технаря, решать эту проблему со стороны технической, в одиночку, без активного участия и помощи со стороны планово-экономической службы вашего предприятия, то такой труд не будет иметь смысла. Ваши доводы будут разбиты в пух и прах вашими заводскими экономистами при первом же серъезном контакте. Если вы действительно хотите сделать нормальный бизнес-план, создайте на предприятии группу, в которую войдут и технари и эконмисты. Такие вопросы в одиночку решать не надо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, коллега Nikolas, насчет скорости это вы погорячились. Если втулку нарисовать, то да, согласен. А вот что-то серьезное...

Я же говорю - посредственный, с профессионалом не чего и сравнивать. Помните нашу детальку, которую вы помогли мне отстроить? Чертежник нарисовал бы ее и успокоился, а вот смоделировать ее смог только профессионал.

Тут-то и выясняется, что экономическая эффективность зависит не только от софта, но и от людей, которые им пользуются, а точнее от их уровня владения инструменом. Может второе даже более важно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, а все-таки, что можно ответить автору вопроса - SA? Есть предложение - попытаться использовать конкретные экономические методы для оценки эффективности САПР, например, методологию управленческого учета, которая позволяет оценить эффективность внедряемой технологии на тапе внедрения (лучше позже, но точнее). А на счет упреждающих расчетов эффективности САПР - хотелось бы знать, кому конкретно удалось ее определить "на кончике пера"? Ведь весь эффект - это сложная цепочка случайных событий, которые могут в ближайшем будущем произойти (при благоприятном стечении обстоятельст для нашей САПР) или, увы, не произойти. Может быть, стоит учитывать и риск, и считать эффект как неизбежно рисковую операцию?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Считал я как-то эффективность внедрения на заре моей юности - красиво получилось, коэффициенты разные, циферки, получилось у меня, что окупиться это дело через полгода, поверили мне, купили (система типа T-Flex - недорого...) И что в результате:

1. Саботаж конструкторского отдела (не хотели они пересаживаться с автокада)...

2. Глюков полно, на начало промышленной эксплуатации ушло времени в два раза больше...

3. Финансовые проблемы (обучили, купили систему, а на компьютеры сразу не хватило - все, чему учились, забывается, потом пришлось заново учить)...

В результате времени уже прошло два года, я только сейчас могу сказать, что все наши технари работыют на компьютере ( когда начинали, только конструктора и работали... - 4 компьютера было...

Это я к тому, что можно очень красивые цифры нарисовать, всех убедить, но на деле получится все не так, как хотелось...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, что касается это , в основном, только больших предприятий в силу их их высокой инерционности. А для малого предприятия вообще мало что считается с экономической точки зрения. В основу выбора CADа ложится только его применимость и достаточность.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2 sapr2000:

На вопрос "почему" отвечу - такова политика конторы, главное- получить бабки с клиентов, остальное - не касается, ведь они говорят, что объемы продаж растут... Вот и получается, что бета-тестирование проводится за счет конечного пользователя, в ущерб ему (мы постоянно высылаем им ошибки, которые разработчики пытаются исправить, в результате получаяя новые ошибки).

Хотя надо отметить, что последние релизы системы уже более-менее стабильные, но впечатление о фирме уже испорчено...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для HAMyak

Спасибо за откровенность. Но есть маленький нюанс, о котором хотелось бы сказать. Бета-тестирование широко распространено во всем мире. Это нормальная практика, когда контора "экономит" на тестерах и эту работу выполняют потребители(как правило, опытные). Но дело в том, что такие потребители вправе требовать особых условий при получении готового релиза. Во-первых, скидок за апгрейд, а во-вторых - индивидуальную скидку за тестирование. Так что, если все правильно,то вы покупаете сейчас т-флекс практически даром...

Еще мое мнение. Если честно, то ситуация на рынке легальных продаж САМ-систем весьма не простая. И вы правы, что для ряда фирм задача продать "во что бы ни стало" пререходит в принцип. Договорная база слабая, принцип продаж "as it" вообще снимает с продавцов всякую ответственность. И все это на фоне общего российского правового беспредела усугубляет положение конечного пользователя.

Вспомните. как писали в одной из конф -  приезхал начальник c выставки, бросил на стол коробку с CD и приказал разобраться с софтом за 2-4 дня, ибо счет только что оплачен. Вот тебе и выбор софта, вот тебе и проработка договора. Претензии предьявлять некому.

Вот яркий пример - лицензия на антивирус AVP

7. ЛК не гарантирует Вам, что приобретенный Вами AVP свободен от ошибок.

8. ЛК и/или его поставщики не несут ответственности за какой-либо ущерб, непредвиденные или косвенные убытки любого вида, связанные с использованием или невозможностью использования AVP, если ущерб причинен не по его вине.

9. Возможная совокупная ответственность ЛК при возмещении ущерба пользователю по данному соглашению не может превысить суммы, равной стоимости, уплаченной при покупке AVP.

Короче никто ни за что не отвечает. А объемы продаж растут.... Это вы верно сказали.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Печально все это. Интересно, а как обстоит это дело за бугром. Наверное, и там в свое время наступали на такие же грабли? Неужели нельзя позаимствовать что-нибудь разумное, ведь в чем- в чем, а ухватить нужное - нам не занимать. КАДы давно шагают по планете твердой поступью и с благословения госпожи Экономики!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  Я думаю так: точно подсчитать невозможно вообще. Ни на каком предприятии, ни в какой стране.

  Поэтому важными остаются только 2 показателя:

     - срок освоения системы

     - степень повышения производительности труда для данного направления деятельности.

  Оба показателя основываются на статистике. Так что собирайте статистику, господа.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как быть, если требуется в обязательном порядке экономически обосновать эффективность САПР и не посредством обрабоки статистики, а априори?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




  • Сообщения

    • streamdown
      Коллеги приветствую! IPS 8. Подскажите пожалуйста, кто какое серверное железо использует? Интересуют параметры при одновременной работе, ну например, 400 пользователей онлайн
    • gudstartup
      так он так и позиционируется по m19 pmc выдает g70.6 а чпу отвечает f45.7 но ориентацию и смещение в 4077 он отрабатывает нормально шпиндель встает ровно и смена происходит хорошо. вопрос почему после ввода команды управления скоростью он все еще продолжает контролировать число импульсов между нуль метками хотя в принципе уже должен отменить позиционный контроль и просто считать обороты по 0 метке как он это делает без М19? это все понятно но почему оно продолжает проверять это после завершения ориентации мне непонятно
    • Александр1979
      SP9047 SSPA:47 ILLEGAL SIGNAL OF POSITION CODER "The relationship between the A/B phase and 1-rotation signal is incorrect (Pulse interval mismatch)." "Неправильное значение счетчика импульсов сигнала на энкодере ALPHAi. На фазах A и B энкодера за один оборот шпинделя насчитывается 4096 импульсов обратной связи. Программное обеспечение по управлению шпинделем проверяет количество импульсов на фазах A и B, соответствующее энкодеру, при каждой генерации сигнала одного оборота. Данный аварийный сигнал срабатывает, если регистрируется число импульсов, нарушающее заданный диапазон."
    • vs3dpro
      Добрый день! У нас на есть SLA принтер 600х600х400мм. Можно напечатать мастер- модели, и можно приехать посмотреть. mail@iges.space
    • gudstartup
      после ввода 789 в edit mod надо перейти в режим ручное упр. нажать mod а потом помощь и откроется wzw.hlp  с возможностью выполнения команд управления atc. если не появляется содержимое wzw.hlp то возможно что у вас другой код хотя 789 'это стандарт для dmg в этом случае надо смотреть ваш plc раздел у меня пароль прописан в файле wzw_rett.mod
    • Anat2015
      SERVO TURRET AMP ALARM - переводить не пробовали, учитывая, что AMP - это и есть сервопривод? Что тут не ясного, язык не знаком?
    • Viktor2004
      я бы попробовал позиционировать шпиндель сигналом G70.6 Ответный сигнал, шпиндель сориентирован F45.7
    • gudstartup
      Здравствуйте уважаемые участники форума попрошу вас поделится мнениями. Имеется фрезерный шпиндель с позиционным кодером (зубчатое колесо и считывающая головка). Ошибку 9047 выдает после того отрабатывает M19 c последующим включением оборотов Sxxx M3 причем обороты могут быть любыми от 100-макс. Если задавать обороты без предварительной ориентации то 9047 не возникает и шпиндель нормально вращается на любой скорости при этом обороты не гуляют точность поддержания +-1 об\мин. Кабель заменен заменить сам датчик нет возможности. Мой вопрос в следующем почему шпиндель после M19 и включении управления скоростью Sxxx M3 остается в режиме позиционирования а не сразу переходит врежим управления скоростью и даже явная отмена ориентации кодом M20 ничего не меняет ведь режим позиционного управления должен быть отменен или он остается и отменяется не сразу после подачи команды M3 и кода скорости? Станок достаточно старый 2009 года плату управления шпинделем меняли на соседний ничего не изменилось. Это может быть логика PMC или скорее всего это датчик?   PMC-SB.001
    • Killerchik
      А мы-то думали, что пропорциональный гидравлический.....
    • Grig75
×
×
  • Создать...