Перейти к публикации

Причины горячих трещин в РАМЕ БОКОВОЙ


Рекомендованные сообщения

Многие литейщики столкнулись и пытаются разобраться с причинами горячих (кристаллизационных) трещин в габаритных тонкостенных стальных отливках типа "РАМА БОКОВАЯ".

Поскольку данная отливка хорошо известна нескольким поколениям литейщиков, под ее производство построено несколько литейных заводов только в последние 5 лет и закуплены различные системы моделирования отливок (MAGMA, ПОЛИГОНсофт, LVMFlow, SOLIDCAST и др.), предлагаю на ее примере обсудить подходы с пониманию проблемы, постановку задачи, возможности моделирования и способы решения проблемы горячих трещин.

Характерное место возникновения трещины в отливке "РАМА БОКОВАЯ" - угол буксового проема.

Есть несколько мнений по поводу причин трещин (горячих) в буксовом проеме:

1. ЦНИИМ-инвест <noindex>считают</noindex>, что причины в неравномерном температурном поле. Трещины вызывают тепловые деформации, а податливость формы не при чем. Достаточно изменить подвод металла и причин для трещин не возникнет.

2. Трещины в буксовом проеме вызваны "некачественным" металлом с низкой трещиноустойчивостью. Это мнение многих "металлургов" и "литейщиков" на производствах.

Например, этому посвящена статья Кульбовский И.К., Тупатилов Е.А., Михайлов В.Н. О влиянии температуры заливки и химсостава стали 20ГЛ на образование горячих трещин в железнодорожных отливках в <noindex>ЛП №7-2010</noindex>

3. Трещины вызваны плохой податливостью формы. Отливка при затвердевании усаживается, некоторые части формы и стержня мешают. Возникают деформации, превышающие предельные и происходит зарождение и развитие трещины. Действительно на габарите буксового проема (примерно 2400 мм) полная усадка составляет около 50мм. Если она будет локализоваться в опасном месте - будет трещина. Конечно, в интервале кристаллизации и на пол-отливки усадка значительно меньше, но около 5...10 мм.

4. Причина трещин кроме локализации деформаций - развитие несплошностей, вызванное недостаточным питанием. Такое мнение высказано, например, в статье <noindex>"Прогнозирование кристаллизационных трещин в стальных отливках" О.М. Огородникова, С.В. Мартыненко, В.М. Грузман.</noindex>

Я склоняюсь к мнению, что причина трещин в РАМЕ кроме локализации деформаций - развитие несплошностей, вызванное недостаточным питанием.

Соответственно, мнение, как устранить дефект:

1. Уменьшить КЛР и общую линейную усадку материала отливки в существенных пределах не представляется возможным.

2. Существенно повлиять на скорости кристаллизации различных зон отливки сложно технологически. Установка внутренних и внешних холодильников, использование смесей с высокой теплоаккумулирующей способностью усложняют технологию и должны минимизироваться в массовом производстве.

3. В первую очередь необходимо устранить причину недостаточной компенсации усадки и ликвидировать макродефекты (раковины и пористость) в опасных зонах. Достигается технологическими напусками и установкой прибылей. При этом важно обеспечить минимальную достаточность питания, т.к. избыточный перегрев опять будет способствовать неравномерности температурного поля и локализации деформаций.

4. Уменьшить локализацию деформаций в опасной зоне за счет разнесения деформации из локального места на протяженную зону путем установки противоусадочных ребер. Кроме разнесения деформации, ребра (при соответствующей геометрии) работают как холодильники и способствуют образованию жесткого каркаса.

5. Снизить напряжения и увеличить прочность опасного места за счет разгрузки и переноса нагрузки на технологические удаляемые перемычки, которые будут затвердевать раньше и брать на себя значительную часть нагрузки, разгружая опасное место.

6. Максимально увеличить податливость формы и стержней в момент возникновения и развития горячей трещины. На это влияет характеристика разупрочнения материала при деструкции (тип связующего и его минимальное количество), геометрия стержней с максимальным опустошением, время снятия вакуума при ВПФ и др.

7. Некоторого снижения температурных деформаций можно добиться изменением подвода металла с целью вообще уменьшить перегрев и обеспечить более равномерное затвердевание.

8. Металл всегда необходим "хороший".

Такой комплексный подход был ранее предложен <noindex>здесь</noindex>.

Какие подходы были опробованы на различных предприятиях и какие результаты?

Какие методики расчетов и программное обеспечение использовалось?

Изменено пользователем URRY
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 месяц спустя...


Многие литейщики столкнулись и пытаются разобраться с причинами горячих (кристаллизационных) трещин в габаритных тонкостенных стальных отливках типа "РАМА БОКОВАЯ".

[...] в последние 5 лет и закуплены различные системы моделирования отливок (MAGMA, ПОЛИГОНсофт, LVMFlow, SOLIDCAST и др.), [...].

Определенно, закупка перечисленного ПО не может иметь никакого отношения к этой проблеме т.к:

SOLIDCAST - не считает напряжения

ПОЛИГОНсофт - не считал напряжениядо 2010 года, а нынче не учитывает при расчете сдерживающее влиянее формы

LVMFlow - при расчете напряжений не учитывает форму

MAGMA - не знаю. Но учитывая, что это тоже КР-КО система там наверняка или нет учета формы или это малопригодно в смысле расчета напряжений.

Таким образом не совсем понятно откуда берутся разсуждения авторов локализации деформаций и пр. Если эти выводы происходят из анализа температурных полей, это слишком туманно.

Изменено пользователем director
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Текущее состояние теории разрушений таково, что никакая программа не может надежно маркировать трещины.

Если обсуждать балки и рамы грузовых вагонов, то лучше всего проблему знает Сергей Витальевич Мартыненко - начальник КБ литейной оснастки Уралвагонзавода.

Ходовая тележка - разработка КБ вагонов Уралвагонзавода.

Приаттачена наша статья о трещинах в раме боковой.

Уралвагонзавод.pdf

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Тему, однако, затеяли. Кто ж вам раскроет свои наработки в данном направлении: сходы, связанные с изломали и т.д. раскрытие информации даст фору конкурентам (можете смеяться) Уралвагон - один из наиболее частых фигурантов в авариях. Разработка тележки - заслуга не только урала!!!, но сейчас не об этом....

Причин действительно много, тут и металл и форма и технология (подвод, питание) и люди :).

касаемо моделирования рамы в целом имеется ряд, скажем так, обзорных статей на тему.....

<noindex>https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&a....41934586,d.bGE</noindex>

<noindex>https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&a...bGE&cad=rja</noindex>

<noindex>https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&a....41934586,d.bGE</noindex>

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




×
×
  • Создать...